Часть
VIII
Вера
в
предопредЕление
и в
его
исполнение
предопределение
и его
исполнение
Шестым
столпом веры
является
вера в Предопределение
и в его
исполнение и
вера в то, что
и добро и зло
созданы Аллаhом.
Терминологическое
значение
слов 'Кадар' и
'Када':
Кадар
(Предопределение)
- это все то,
что есть во
Вселенной:
время, место,
события,
особенности
всего сущего,
и что с ним
произойдет по
Вечному
Знанию Аллаhа.
Када
(исполнение) -
это
осуществление
Аллаhом всего
в
предопределенное
Им время, которое
соответствует
Вечному
Предопределению
Аллаhа.
Если
представим
себе Кадар
как план, то
Када -
осуществление
этого плана.
Все, что происходит
во Вселенной,
создано по
Вечному Знанию
и Воле Аллаhа, и нет
другого
'создателя',
кроме Него.
Вера
в Кадар и
Када
означает, что
добро и зло,
хорошее и плохое
- все
предопределено
Всевышним, и
время
осуществления
всего тоже
определено
Им.
Ответственность
человека
Действия
человека
делятся на 2
вида:
1)
Непроизвольные
действия -
это то, что не
зависит от
воли
человека.
Например:
сердцебиение,
дрожь руки,
высокий или
низкий рост
человека. Это
создаётся по
Воле Аллаhа, и
человек не
отвечает за
них.
2)
Произвольные
действия -
это то, что
зависит от
воли
человека, и
это тоже
создает Аллаh.
Например:
садиться или
вставать,
ходить,
совершать
какое-либо действие
руками или
другими
органами. Это
происходит
по желанию
человека,
которое тоже
подвластно
Воле Аллаhа. Все
предопределяет
и создает
Аллаh. И только
Аллаh дал
человеку
свободу
выбора, волю -
произвести
какое-либо
действие или
не
произвести.
Если человек
выберет
добро, и
будет
прилагать
усилия для
его
выполнения,
то по Воле
Аллаhа
произойдет
добро. Если
человек
выберет зло,
и будет
стараться на
пути
совершения
этого, то по
Воле Аллаhа
совершится
зло.
Отсюда
ясно, что и
добро, и зло
создает Аллаh .Человек
несет
ответственность
за свой выбор
и направляет
свои
способности
на выбранные
им цели.
Человек
отвечает за
те действия,
которые
происходят
по его воле.
Если он
совершал
добрые дела,
то получит за
это вознаграждение,
а если
плохие, то
понесет за
это наказание,
в случае,
если Аллаh его не
простит.
Что
дает Вера в
предопределение
и в
его
исполнение
Человек
верит в
Предопределение
и знает, что
все
происходит
во Вселенной
по Предопределению
Аллаhа и все
эти события
создаются
Аллаhом. Он
также знает,
что каждому
из людей дана
свобода
выбора и силы
для
выполнения
действий.
Тот, кто
обладает
этой верой,
будет всеми
силами
стараться
достичь
успеха в этой
жизни, и не
будет
избегать
трудностей.
Он верит в то, что
Аллаh поможет
ему, и,
прилагая
силу воли,
будет стремиться
к успеху в
достижении
благой цели.
Человек,
знающий, что
ему
предстоит
держать
ответ за свои
действия,
будет
использовать
свою свободу
выбора для
добрых дел и
будет
избегать
того, что
приводит к
наказанию.
Таким
образом, вера
в Предопределение
прибавляет
человеку
силы для действия
и обостряет
чувство
ответственности.
Верующий
в
Предопределение
с пониманием относится
к постигшим
его неудачам,
к беде, потому
что он знает,
что есть
смысл и знамение
во всем, что
происходит
по Воле Аллаhа. Знает,
что
возможности
человека
ограничены, и
не будет
совершать
того, на что у
него не
хватит сил.
Он покорно
примет
предопределенное
Богом и будет
уповать на
Него. Эта вера
придает
человеку
покой и
избавляет от
огорчений.
Вера
в
Предопределение
учит нас
тому, что все
происходит и
создается во
Вселенной целенаправленно,
и все имеет
свою причину.
С этим
вероубеждением
человек ищет
пути достижения
успеха в этой
жизни и
старается выполнять
обязанности,
возложенные
на него.
Ризык
Ризык
- это все то,
что едят,
пьют, и чем
пользуются
все живые
создания.
Всем живым
существам
ризык (дар)
дает Аллаh. Сказал
Аллаh
Всевышний:
Означает:
'Нет на земле
ни одного
живого существа,
которого
Аллаh по Своей
Милости не обеспечил
бы
пропитанием[47][47]'.
Аллаh
предопределил
ризык
каждому.
Однако искать
и находить
ризык
предоставлено
только человеку.
Обязанность
человека -
зарабатывать
ризык
разрешенным
путем,
согласно повелению
Аллаhа. Тот, кто
приобретал
ризык, используя
дарованную
ему Аллаhом
свободу воли
во зло, и
питался тем,
что запрещено,
получит
наказание,
если Аллаh не
простит его.
аджаль[48][48]
Аллаh создал
человека, дал
ему жизнь и
предопределил
срок его
жизни. Жизнь -
это
ограниченное
время,
которое
длится от
рождения
человека до
его смерти. Аджаль
- это время
наступления
смерти, конец
жизни, время
завершения
пребывания
человека в
Дунье.
Аллаh
предопределил
каждому:
когда и
сколько он будет
жить, где и
как он умрет.
Какими бы ни
были причины
смерти, она
неизбежна.
Когда
приходит
аджаль, человек
умирает. О
неизбежности
прихода
смерти в
определенное
время Аллаh сказал в
Коране:
Означающее:
'Когда
наступит их
смерть, то они
не смогут ни
на час
отдалить или
приблизить
ее[49][49]'.
Обязанности,
возложенные
на нас:
беречь наше
здоровье, избегать
того, что
опасно для
нашей жизни,
не расходовать
понапрасну
нашу
ограниченную
во времени
жизнь,
трудиться
для этой жизни
так, как
будто не
умрем
никогда, и
трудиться
для Ахира
так, как
будто умрем
завтра.
Человек
должен
выполнять
свои
обязательства
вовремя и не
оставлять их
на потом,
потому что он
не знает,
когда
закончится
его жизнь и
наступит
время смерти.
Упование
и ТРУД
Таваккуль
(упование) -
это
стремиться
выполнять
какое-либо
действие
своими силами
и ждать
результата
от Аллаhа.
Вот
один пример.
Земледелец,
который
хочет получить
хороший
урожай,
сначала
хорошо вспашет,
удобрит,
посеет, и
польет его. И
после того,
как защитит
посев от
вредителей,
он уповает на
Аллаhа, потому
что выполнил
все то, что в
его
возможностях.
Что же
касается прорастания
семян,
развития
всходов
урожая, то
здесь он
надеется на
Аллаhа и ждет
результата
от Него. Это и
есть истинное
упование.
Не
считается
упованием,
если человек
ничего не
делает, а
только ждет,
когда это
произойдет
само собой, и
надеется на
Аллаhа. Это
неправильная
идеология,
она не присуща
мусульманам.
Одному
мужчине, не
привязавшему
верблюда и
уповавшему
на Аллаhа, Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Сначала
привяжи верблюда,
затем
уповай'[50][50]. Из
слов Пророка
Мухаммада,
мир Ему, мы
понимаем, что
мусульманин
должен
сначала
приложить
все усилия, а
затем
уповать на
Аллаhа.
Стремление
зарабатывать
себе на жизнь
является обязанностью
и
оценивается
как ибада,
так же, как и
намаз, пост и
т.п.
Сказал
Аллаh в Коране:
Означающее:
'Завершив
молитву,
разойдитесь
по земле,
отстаивая
свои
интересы и
ища Милости
Аллаhа[51][51]'.
И наш
любимый
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал,
что поиск
халяльного
заработка
(дохода) является
фардом. Халиф
Омар сказал:
'Пусть никто
из вас не
оставляет
поисков
ризыка: 'О, Аллаh, дай мне
ризык'. Вы
знаете, что с
небес не сыплется
ни золото, ни
серебро'.
Мы
знаем, что
наша религия
повелевает
трудиться, и
это -
обязанность
каждого
мусульманина.
Для того,
чтобы
получить
успех в каком-либо
деле,
необходимо
сначала
приложить все
усилия и
использовать
все
возможности. Только
после этого
можно
надеяться на
достижение
успеха с
помощью Аллаhа.
ВАЖНОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЯ В
РЕЛИГИи
ИСЛАМ
Цель
религии
Ислам - это
счастье
человека. Религия
Ислам
указывает
людям пути
достижения
счастья в
этой жизни и
после Конца
Света. Важное
место в этом
процессе
отводится труду.
Человек
должен
работать для
обоих миров.
Это является
повелением
нашей
религии.
Всевышний
Аллаh сказал в
Коране:
Означает:
'Человеку
уготовано
только то, что
(заслужил) он
усердием, и
усердие его
будет
замечено[52][52]'
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Самая лучшая
пища для
человека - это
пища,
заработанная
его
собственным
трудом. Один
из Пророков
Аллаhа Давуд,
мир Ему, тоже
обеспечивал
свой прожиток
ремеслом'[53][53].
Наша
религия
придает
большое
значение труду,
стремлению
заработать
праведным
путем, что
расценивается
как ибада.
Однажды наш
Пророк, мир
Ему, с
сахабами
увидел проходящего
мимо
сильного и
крепкого
человека.
Сахабы
сказали: 'О,
Пророк! Если
бы он работал
во Имя Аллаhа!' И на
это Пророк,
мир Ему,
сказал: 'Если
этот человек
вышел из дома
для того,
чтобы зарабатывать
пищу для своих
детей, то это
значит, что
он на пути
Аллаhа. Если он
вышел для
того, чтобы
дать своим постаревшим
родителям то,
в чем они
нуждаются, то
он тоже на
верном пути.
Если даже он
вышел
зарабатывать
себе на хлеб,
и в этом случае
он тоже на
пути,
указанном Аллаhом. Но
если он вышел
для
бахвальства,
то он служит
шайтану'[54][54].
Два
из пяти
столпов
Ислама (закят
и хадж) - обязанность
каждого
состоятельного
мусульманина.
А богатство
достигается
трудом. Лучший
из людей - это
тот, кто
работает,
потому что,
работая,
человек
приносит
пользу себе,
своей семье и
своему
народу.
Пророк,
мир Ему,
сказал:
'Лучший из
людей тот, кто
приносит
пользу
людям[55][55]'.
Пророк, мир
Ему, всегда
призывал нас
работать. Он
также сказал:
'Тот в убытке,
у кого два
дня похожи
друг на
друга[56][56]'.
Таким
образом,
мусульмане
каждый день
должны
стремиться к
продвижению
вперед.
Один
мусульманин
из Медины
подошел к
Пророку, мир
Ему, и
попросил его
о помощи.
Пророк, мир
Ему, спросил:
'Нет ли у тебя
чего-нибудь дома?'
Он
ответил:
-
У меня дома
есть
покрывало, на
одной
половине
которого я
сплю, а
другой
половиной
укрываюсь, и
кувшин для
питья.
-
Иди и принеси
их мне.
Этот
человек
принес их
Пророку
Пророк
спросил:
-
Кто это купит
у меня?
Один
из мусульман
ответил:
-
О, Посланник,
я куплю это
за один
дирхем.
Пророк:
-
Есть тот, кто
дал бы
больше?
Другой
мусульманин:
-
За это я дам 2
дирхема
Пророк
дал вещи
этому
человеку, а
деньги - пришедшему
из Медины и
сказал ему:
-
Иди, купи на
один дирхем
пищу, а на
другой купи
топор и принеси
его мне.
Пророк
своими
руками
приделал к
топору ручку.
-
Иди в лес,
наруби дров,
затем продай
их. И чтобы я 15
дней здесь
тебя не
видел.
Этот
человек
пришел через
15 дней,
заработав 10
дирхемов. На
одну часть он
купил пищу. А
на другую
часть - одежду.
Пророк
сказал:
-
Лучше
работать, чем
просить
милостыню,
потому что у
попрошайки в
Судный День
будут черные
пятна на
лице[57][57].
Наш
Пророк этими
благословенными
словами
указывает
нам пути
достижения
счастья в этой
жизни и после
Конца Света.
Сказав нам
также:
'Лучший из
вас тот, кто,
не оставляя
эту жизнь
ради Ахира и
Ахира ради
этой жизни,
работает для
обоих миров и
кто не является
обузой для
людей[58][58]'.
Наш
Пророк, мир
Ему, сказал:
'Когда
наступит
Кыямат, и в
руках у вас
будет росток
финикового
дерева, то, по
возможности,
посадите его
до того, как
наступит
Судный День,
и не оставляйте
этого дела'.
'Если
мусульманин
посадит
дерево или
посеет
что-нибудь и
если от
плодов этого
труда птица,
или человек
или животное
вкусит что-нибудь,
то это будет
его садака.'
'Если
мусульманин
посадит
дерево, то
запишется
ему в книгу
савяб
столько,
сколько будет
плодов на
этом дереве'.
Однажды
Аббаситский
Халиф Харун
Ар-Рашид увидел,
как один
старик
сажает
росток, и сказал:
'Отец мой, ты
очень стар и
не увидишь
плодов этого
ростка. Почему
ты
утруждаешь
себя?'
Старик
ответил: 'Те,
кто был до
нас, посадили
деревья,
плоды
которых мы
едим сейчас.
А сейчас мы
должны
посадить
деревья,
плоды которых
будут
вкушать наши
потомки'.
Этот ответ очень
понравился
Харуну Ар-Рашиду,
и он дал
старику
горсть
золотых монет.
И старик
сказал:
'Видишь,
сынок, я
получил сейчас
плоды своего
труда'.
Этим
словам Харун
Ар-Рашид был
очень рад.