ХАДЖ
ЗНАЧЕНИЕ
ХАДЖА И ЧТО
ОН ДАЕТ
Хадж
является
пятым
столпом
Ислама. Хадж -
это
религиозный
обряд,
заключающийся
в посещении
святых мест:
городов
Мекка, Медина
и их
окрестностей
в начале
месяца
Зуль-хиджа.
Хадж
стал
обязательным
в 9 году
Хиджры. Хадж -
это ибада,
которая
совершается
и телом, и
имуществом.
При наличии
условий
необходимо
совершить
хадж хотя бы
раз в жизни. В
совершении
хаджа много
пользы и
мудрости, как
и в
выполнении
других
предписаний,
которые
повелел
совершать
нам Аллаh.
Посещение
этих мест
мусульманами
из разных
концов мира,
разных рас,
языков,
социального
положения с
одной целью -
для
поклонения
Аллаhу -
укрепляет
единство и
братство в
Исламе. Оно
также
укрепляет
узы
мусульман и
облегчает их
страдания.
Облачение
в ихрам[112][112]
уравнивает и
бедных, и
богатых. Сбор
великого
множества
людей на
Священной
земле Мекки
напоминает о
Махшаре, где
соберутся воскрешенные
Аллаhом люди, и
будут
держать
ответ пред
Ним за все,
совершенные
в жизни
деяния.
Совершение хаджа
увеличивает
знание и
расширяет
кругозор
человека,
который приобретает
привычку
противостоять
трудностям.
Уменьшается
материальная
зависимость
и возрастает
чувство
любви и милосердия
к бедным и
неимущим.
Посещение
священных
мест, где
родился наш Пророк
Мухаммад, мир
Ему, откуда
пошло
распространение
Ислама, вызывает
духовное
волнение и
усиливает
религиозные
чувства. Там
человек
проявляет больше
смирения и
богобоязненности,
и за каждую
ибаду
получает все
больше и
больше вознаграждений.
Тому, кто
выполняет
ради Аллаhа обязанности
хаджа и
воздерживается
от нанесения
вреда людям,
Аллаh простит
многие грехи,
кроме греха
ущемления
прав других.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Тот, кто совершит
хадж ради
Аллаhа и
воздержится
от плохих
слов и
отношений, вернется
таким чистым
от грехов,
как в день,
когда родила
его мать[113][113]'.
ДЛЯ
КОГО И КОГДА
ОБЯЗАТЕЛЕН
ХАДЖ
Условия,
обязательные
для
совершения
хаджа.
Человек
должен быть:
1)
в здравом
уме;
2)
совершеннолетним;
3)
мусульманином;
4)
свободным от
рабства;
5)
знающим, что
хадж
является
фардом (это
условие для
тех, кто
принял Ислам
и живет в
немусульманской
стране);
незнание
обязанностей-фард
не является
уважительной
причиной для
мусульманина,
проживающего
в Исламской
стране;
6)
владеющим
имуществом,
которое позволит
обеспечить
проживание
семьи отправляющегося
в хадж до его
возвращения;
7)
имеющим
деньги на
дорогу в хадж
и обратно в
зависимости
от
транспорта;
8)
своевременно
прибывшим в
хадж.
Кроме
вышеперечисленных
условий, есть
и другие
условия
выполнения хаджа.
Условия
выполнения
хаджа:
1)
здоровье (не
быть слепым,
старым,
слабым для
совершения
хаджа);
2)
не должно
быть
препятствий
для
совершения
хаджа
(например,
человек не
должен
находиться в
местах
заключения);
3)
путь должен
быть
безопасным;
4)
женщина
должна быть в
сопровождении
мужа или
другого
махрама (за
кого не может
выйти замуж);
по мазхабу
Шафии: если
нет мужа или
другого
махрама, то
разрешается
совершать хадж
в группе
минимум двух
надежных
женщин;
5)
разведенная
женщина
может
совершать хадж
после идды[114][114].
При
наличии этих
условий хадж
становится обязательным
в первый же
сезон хаджа.
Фарды
хаджа
1)
облачение в
ихрам
(условие);
2)
стояние на
горе Арафат;
3)
тавваф[115][115]
Ифада;
Виды
хаджа
1.
Хадж-ифрад;
это совершение
хаджа без
умры;
совершающий
хадж после
облачения в
ихрам делает
намерение
только на
хадж и
выполняет
только
обязательства
хаджа; для
того, кто
выполняет
хадж-ифрад,
курбан[116][116] не
является
ваджибом;
2.
Хадж-таматту;
это
совершение
умры и хаджа отдельными
облачениями
в ихрам;
совершающий
хадж
облачается в
ихрам для
умры; совершив
ее, выходит
из ихрама и с
наступлением
времени
хаджа вновь
облачается в
ихрам для совершения
хаджа; в этом
виде хаджа
курбан является
ваджибом;
3.
Хадж-киран;
это совершение
хаджа и умры
в одном
ихраме; при
облачении в
ихрам
верующий
делает
намерение и на
хадж, и на
умру; сначала
совершает
умру и, не
выходя из
ихрама,
совершает
хадж; совершающему
хадж-киран
курбан
является
ваджибом.
Тот,
кто хочет
совершить
хадж, делает
намерение на
один из этих
видов хаджа
по выбору; в
любом случае
при
соблюдении
всех условий
хадж будет
правильно
выполненным.
ИХРАМ.
ТАЛЬБИЯ.
ТАВВАФ. САЙ.
ВАКФА.
Ихрам.
Это особое
состояние
паломника,
при котором
становятся
запретными
некоторые
действия и
отношения на
период
совершения
хаджа и умры,
т. е действия,
которые в обычном
состоянии
являются
халялем. В
состояние
'ихрам'
вступают с
намерением
совершения
хаджа или
умры и
чтением дуа
'Тальбия'
Тальбия.
В состоянии
'ихрам' вслух
читают:
Женщины
читают это
дуа негромко.
Тавваф.
Это ритуал
обхождения
вокруг Каабы.
Совершают
обход 7 раз,
двигаясь
против часовой
стрелки.
Начинают
ритуал с
места, находящегося
напротив
Черного
Камня.
Сай.
Это быстрая
ходьба между
двумя холмами
- Сафа и Марва,
-которые
находятся
близ Каабы.
Начиная от
Сафы,
проделывают 7
пробежек: от
Сафы до Марвы
- 4 раза и от
Марвы до Сафы
- 3 раза.
Вакфа.
Вакфа - это
значит
находиться
определенное
время на горе
Арафат и в
долине Муздалифа.
Стояние на
горе Арафат -
фард, а в
долине
Муздалифа -
ваджиб.
Как
совершается
хадж
У
того, кто
хочет
выполнить
эту святую
обязанность,
все должно
быть
разрешенным
в соответствии
с Шариатом
(являться
халялем). Перед
отъездом
мусульманин
расплачивается
с долгами и
просит
прощения у
тех, кого
обидел. Чтобы
грехи были
прощены, он
делает тауба[117][117]
и просит
прощения у
Аллаhа. По мере
возможности
выполняет
долги по ибаде.
Перед
выездом из
дома читает 2
рака`ата
нафиль-намаза.
Попрощавшись
со своей семьей,
родственниками
и друзьями,
попросив прощения
у них,
выходит из
дома. В пути и
во время
хаджа он
должен
избегать
плохих слов
или отношений.
До
приближения
к границе
миката[118][118]
мусульманин
должен
облачиться в
ихрам. Он
стрижет
ногти и
совершает
нужные для
тела
очищения, по
возможности
совершает
гусуль, если
нет
возможности
совершить
гусуль,
совершает
вуду. Мужчины
снимают с
себя всю свою
одежду и
обворачивает
себя двумя
кусками
ткани,
которые
называются изар
и рида.
Находясь в
состоянии
'ихрам', нельзя
покрывать
голову и
ноги.
Женщины,
входя в
состояние
'ихрам', могут
не менять
повседневную
одежду.
После
этого на
границе
миката с
намерением
на сунну
ихрама
совершают 2
рака`ата
намаза,
делают
намерение о
совершении
хаджа и читают
дуа 'Тальбия'.
Таким
образом
входят в
состояние
'ихрам'.
Начиная с
этого
момента
паломники
должны
избегать
того, что
запрещено в
этом
состоянии. По
приходе в
Мекку
совершается
гусуль или
вуду. Затем
идут в
Масжиду-ль-Харам,
совершают Тавваф
Кудум вокруг
Каабы и
читают 2 рака`ата
намаза
Тавваф, за
что дается
большое вознаграждение.
Затем, как
принято,
совершают
сай (быстрое
хождение
между
холмами Сафа и
Марва), затем,
не выходя из
состояния
ихрама,
остаются в
Мекке.
Пребывая там,
по возможности
читают намаз
в
Масджиду-ль-Харам.
За день до
Арафата в
день Тарвия
следует находиться
на горе
Арафат и
оставаться
там до захода
солнца дня
Арафат. Там
проводят время
в обращении к
Аллаhу с
мольбами
(дуа) и в ибаде.
Здесь, во
время намаза
аз-зухр,
читаются
совмещенно
намазы аз-зухр
и аль-аср. Это
совмещение
намазов
называется
'Джамиль
Такдим'.
После намаза
продолжают
стояние на
горе Арафат
до захода
солнца, а
после захода
солнца, не
читая намаза
аль-магриб, идут
в долину
Муздалифа и
там читают
совмещенно
во время
аль-ишаа
намазы
аль-магриб и
аль-ишаа. Это
совмещение
называется
'Джамиль
Тахир'.
Остаются
ночевать там
и в это время
собирают
камни для
ритуала
бросания в столбы,
символизирующие
шайтана, в
долине Мина.
Праздничным
утром после
чтения праздничного
намаза -
пребывание в
Муздалифе. После
рассвета
идут в долину
Мина.
В
первый день
праздника.
В
Мине
совершается
последовательно:
1)
бросание 7-ми
камней в
Джамарату-ль-Акаба;
2)
стрижка
волос и выход
из состояния
'ихрам'. (Те,
которые
делают
хадж-ифрад,
т.к. для них курбан
не ваджиб, сразу
стригут
волосы и
выходят из
состояния
'ихрам', а те,
кто делает
хадж-таматту
или хадж-киран,
сначала
бросают
камни, затем
режут курбан,
стригут
волосы и лишь
затем выходят
из состояния
'ихрам');
3)
если есть
время и
возможность,
в этот день идут
в Мекку и
совершают
фард:
тавваф-ифаду.
Второй
день
праздника:
В
малые и
средние
джамараты
(специальные
столбы)
бросают по 7
камней в
каждый. Те,
кто не сделал
тавваф-ифада
в первый
день, совершают
его во второй
день
праздника.
Третий
день
праздника:
Также
в малый и
средний
джамарат
бросают по 7
камней, затем
в тот же день
возвращаются
в Мекку для
прощального
таввафа -
аль-вада`а.
То,
что
объяснено
выше, - это
хадж-ифрад, а
хадж-таматту
и хадж-киран
несколько
отличаются.
Хадж-таматту:
Те,
кто собирается
сделать
хадж-таматту,
входят в
состояние
'ихрам' на
границе
миката. Придя
в Мекку, совершают
умру, затем
стригут
волосы и
выходят из
состояния
'ихрам'. В
таком
состоянии ожидают
в Мекке до
дня Тарвия
(перед днем
Арафа). Там в
этот день
делают
намерение на
хадж и вновь
входят в
состояние
'ихрам'. Выполняют
обязательства
хаджа, как
объяснено
выше. Здесь
есть два
отличия от
хаджа-ифрада:
1.
В дни
праздника
после
бросания
камней в Джамарату-ль-Акаба
режут курбан,
стригут волосы
и выходят из
ихрама;
2.
После
таввафа-ифада
совершают
сай хаджа.
Хадж-киран:
Те,
кто хочет
выполнить
хадж-киран,
делают намерение
о совершении
хаджа и умры
одновременно
и входят в
ихрам. Придя
в Мекку, сначала
совершают
умру, после
завершения
умры выполняют
тавваф-кудум,
а после совершают
сай, не
выходя из
состояния
ихрам, ждут
день Тарвия,
идут на гору
Арафат и завершают
хадж, как
рассказано
выше. В
отличие от
хаджа-ифрада
в дни
праздника
после бросания
камней режут
курбан, затем
стригут волосы
и выходят из
ихрама.
УМРА
Умра
не зависит от
определенного
времени. Входя
в ихрам,
совершают
тавваф, сай и
стригут
волосы.
Умра
является
сунной,
которую
можно выполнять
в любое время
года, кроме
дня Арафата и
дней
'Ат-ташрик'.
Как
совершается
умра
Те,
кто хочет
совершить умру,
после
необходимого
очищения на
границе
миката
делают
намерение на
о совершении умры,
потом,
прочитав дуа
'Тальбия',
входят в состояние
'ихрам'. Придя
в Мекку,
совершают, тавваф
для умры,
читают 2
рака`ата
намаза Тавваф,
потом
выполняют
сай (бег
между холмами
Сафа и Марва)
для умры,
затем
стригут
волосы и
выходят из
состояния
'ихрам'. Таким
образом
совершается
умра.