ХАДЖ

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ХАДЖА И ЧТО ОН ДАЕТ

 

 

 

Хадж является пятым столпом Ислама. Хадж - это религиозный обряд, заключающийся в посещении святых мест: городов Мекка, Медина и их окрестностей в начале месяца Зуль-хиджа.

 

Хадж стал обязательным в 9 году Хиджры. Хадж - это ибада, которая совершается и телом, и имуществом. При наличии условий необходимо совершить хадж хотя бы раз в жизни. В совершении хаджа много пользы и мудрости, как и в выполнении других предписаний, которые повелел совершать нам Аллаh.

 

Посещение этих мест мусульманами из разных концов мира, разных рас, языков, социального положения с одной целью - для поклонения Аллаhу - укрепляет единство и братство в Исламе. Оно также укрепляет узы мусульман и облегчает их страдания.

 

Облачение в ихрам[112][112] уравнивает и бедных, и богатых. Сбор великого множества людей на Священной земле Мекки напоминает о Махшаре, где соберутся воскрешенные Аллаhом люди, и будут держать ответ пред Ним за все, совершенные в жизни деяния. Совершение хаджа увеличивает знание и расширяет кругозор человека, который приобретает привычку противостоять трудностям. Уменьшается материальная зависимость и возрастает чувство любви и милосердия к бедным и неимущим.

 

Посещение священных мест, где родился наш Пророк Мухаммад, мир Ему, откуда пошло распространение Ислама, вызывает духовное волнение и усиливает религиозные чувства. Там человек проявляет больше смирения и богобоязненности, и за каждую ибаду получает все больше и больше вознаграждений. Тому, кто выполняет ради Аллаhа обязанности хаджа и воздерживается от нанесения вреда людям, Аллаh простит многие грехи, кроме греха ущемления прав других.

 

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: 'Тот, кто совершит хадж ради Аллаhа и воздержится от плохих слов и отношений, вернется таким чистым от грехов, как в день, когда родила его мать[113][113]'.

 

 

 

 

ДЛЯ КОГО И КОГДА ОБЯЗАТЕЛЕН ХАДЖ

 

 

 

Условия, обязательные для совершения хаджа.

 

Человек должен быть:

 

1) в здравом уме;

 

2) совершеннолетним;

 

3) мусульманином;

 

4) свободным от рабства;

 

5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране); незнание обязанностей-фард не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране;

 

6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;

 

7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно в зависимости от транспорта;

 

8) своевременно прибывшим в хадж.

 

Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие условия выполнения хаджа.

 

 

Условия выполнения хаджа:

 

1) здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);

 

2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в местах заключения);

 

3) путь должен быть безопасным;

 

4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то разрешается совершать хадж в группе минимум двух надежных женщин;

 

5) разведенная женщина может совершать хадж после идды[114][114].

 

При наличии этих условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа.

 

Фарды хаджа

 

1) облачение в ихрам (условие);

 

2) стояние на горе Арафат;

 

3) тавваф[115][115] Ифада;

 

 

 

 

Виды хаджа

 

 

 

1. Хадж-ифрад; это совершение хаджа без умры; совершающий хадж после облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только обязательства хаджа; для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан[116][116] не является ваджибом;

 

2. Хадж-таматту; это совершение умры и хаджа отдельными облачениями в ихрам; совершающий хадж облачается в ихрам для умры; совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь облачается в ихрам для совершения хаджа; в этом виде хаджа курбан является ваджибом;

 

3. Хадж-киран; это совершение хаджа и умры в одном ихраме; при облачении в ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру; сначала совершает умру и, не выходя из ихрама, совершает хадж; совершающему хадж-киран курбан является ваджибом.

 

Тот, кто хочет совершить хадж, делает намерение на один из этих видов хаджа по выбору; в любом случае при соблюдении всех условий хадж будет правильно выполненным.

 

 

 

ИХРАМ. ТАЛЬБИЯ. ТАВВАФ. САЙ. ВАКФА.

 

 

Ихрам. Это особое состояние паломника, при котором становятся запретными некоторые действия и отношения на период совершения хаджа и умры, т. е действия, которые в обычном состоянии являются халялем. В состояние 'ихрам' вступают с намерением совершения хаджа или умры и чтением дуа 'Тальбия'

 

Тальбия. В состоянии 'ихрам' вслух читают:

 

 

 

Женщины читают это дуа негромко.

 

Тавваф. Это ритуал обхождения вокруг Каабы. Совершают обход 7 раз, двигаясь против часовой стрелки. Начинают ритуал с места, находящегося напротив Черного Камня.

 

Сай. Это быстрая ходьба между двумя холмами - Сафа и Марва, -которые находятся близ Каабы. Начиная от Сафы, проделывают 7 пробежек: от Сафы до Марвы - 4 раза и от Марвы до Сафы - 3 раза.

 

Вакфа. Вакфа - это значит находиться определенное время на горе Арафат и в долине Муздалифа. Стояние на горе Арафат - фард, а в долине Муздалифа - ваджиб.

 

 

Как совершается хадж

 

 

У того, кто хочет выполнить эту святую обязанность, все должно быть разрешенным в соответствии с Шариатом (являться халялем). Перед отъездом мусульманин расплачивается с долгами и просит прощения у тех, кого обидел. Чтобы грехи были прощены, он делает тауба[117][117] и просит прощения у Аллаhа. По мере возможности выполняет долги по ибаде. Перед выездом из дома читает 2 рака`ата нафиль-намаза. Попрощавшись со своей семьей, родственниками и друзьями, попросив прощения у них, выходит из дома. В пути и во время хаджа он должен избегать плохих слов или отношений. До приближения к границе миката[118][118] мусульманин должен облачиться в ихрам. Он стрижет ногти и совершает нужные для тела очищения, по возможности совершает гусуль, если нет возможности совершить гусуль, совершает вуду. Мужчины снимают с себя всю свою одежду и обворачивает себя двумя кусками ткани, которые называются изар и рида. Находясь в состоянии 'ихрам', нельзя покрывать голову и ноги. Женщины, входя в состояние 'ихрам', могут не менять повседневную одежду.

 

После этого на границе миката с намерением на сунну ихрама совершают 2 рака`ата намаза, делают намерение о совершении хаджа и читают дуа 'Тальбия'. Таким образом входят в состояние 'ихрам'. Начиная с этого момента паломники должны избегать того, что запрещено в этом состоянии. По приходе в Мекку совершается гусуль или вуду. Затем идут в Масжиду-ль-Харам, совершают Тавваф Кудум вокруг Каабы и читают 2 рака`ата намаза Тавваф, за что дается большое вознаграждение. Затем, как принято, совершают сай (быстрое хождение между холмами Сафа и Марва), затем, не выходя из состояния ихрама, остаются в Мекке. Пребывая там, по возможности читают намаз в Масджиду-ль-Харам. За день до Арафата в день Тарвия следует находиться на горе Арафат и оставаться там до захода солнца дня Арафат. Там проводят время в обращении к Аллаhу с мольбами (дуа) и в ибаде. Здесь, во время намаза аз-зухр, читаются совмещенно намазы аз-зухр и аль-аср. Это совмещение намазов называется 'Джамиль Такдим'. После намаза продолжают стояние на горе Арафат до захода солнца, а после захода солнца, не читая намаза аль-магриб, идут в долину Муздалифа и там читают совмещенно во время аль-ишаа намазы аль-магриб и аль-ишаа. Это совмещение называется 'Джамиль Тахир'. Остаются ночевать там и в это время собирают камни для ритуала бросания в столбы, символизирующие шайтана, в долине Мина. Праздничным утром после чтения праздничного намаза - пребывание в Муздалифе. После рассвета идут в долину Мина.

 

В первый день праздника.

 

В Мине совершается последовательно:

 

1) бросание 7-ми камней в Джамарату-ль-Акаба;

 

2) стрижка волос и выход из состояния 'ихрам'. (Те, которые делают хадж-ифрад, т.к. для них курбан не ваджиб, сразу стригут волосы и выходят из состояния 'ихрам', а те, кто делает хадж-таматту или хадж-киран, сначала бросают камни, затем режут курбан, стригут волосы и лишь затем выходят из состояния 'ихрам');

 

3) если есть время и возможность, в этот день идут в Мекку и совершают фард: тавваф-ифаду.

 

Второй день праздника:

 

В малые и средние джамараты (специальные столбы) бросают по 7 камней в каждый. Те, кто не сделал тавваф-ифада в первый день, совершают его во второй день праздника.

 

Третий день праздника:

 

Также в малый и средний джамарат бросают по 7 камней, затем в тот же день возвращаются в Мекку для прощального таввафа - аль-вада`а.

 

То, что объяснено выше, - это хадж-ифрад, а хадж-таматту и хадж-киран несколько отличаются.

 

 

 

Хадж-таматту:

 

Те, кто собирается сделать хадж-таматту, входят в состояние 'ихрам' на границе миката. Придя в Мекку, совершают умру, затем стригут волосы и выходят из состояния 'ихрам'. В таком состоянии ожидают в Мекке до дня Тарвия (перед днем Арафа). Там в этот день делают намерение на хадж и вновь входят в состояние 'ихрам'. Выполняют обязательства хаджа, как объяснено выше. Здесь есть два отличия от хаджа-ифрада:

 

1. В дни праздника после бросания камней в Джамарату-ль-Акаба режут курбан, стригут волосы и выходят из ихрама;

 

2. После таввафа-ифада совершают сай хаджа.

 

Хадж-киран:

 

Те, кто хочет выполнить хадж-киран, делают намерение о совершении хаджа и умры одновременно и входят в ихрам. Придя в Мекку, сначала совершают умру, после завершения умры выполняют тавваф-кудум, а после совершают сай, не выходя из состояния ихрам, ждут день Тарвия, идут на гору Арафат и завершают хадж, как рассказано выше. В отличие от хаджа-ифрада в дни праздника после бросания камней режут курбан, затем стригут волосы и выходят из ихрама.

 

 

 

УМРА

 

 

 

Умра не зависит от определенного времени. Входя в ихрам, совершают тавваф, сай и стригут волосы.

 

Умра является сунной, которую можно выполнять в любое время года, кроме дня Арафата и дней 'Ат-ташрик'.

 

 

 

Как совершается умра

 

 

 

Те, кто хочет совершить умру, после необходимого очищения на границе миката делают намерение на о совершении умры, потом, прочитав дуа 'Тальбия', входят в состояние 'ихрам'. Придя в Мекку, совершают, тавваф для умры, читают 2 рака`ата намаза Тавваф, потом выполняют сай (бег между холмами Сафа и Марва) для умры, затем стригут волосы и выходят из состояния 'ихрам'. Таким образом совершается умра.

 

 

Hosted by uCoz