Часть
V
Намаз
(II)
САДЖДА
САХУ
Обстоятельства,
требующие
совершения
саджда саху.
1.
Задерживать
выполнение
фарда или
ваджиба.
2.
Невыполнение
ваджиба по
забывчивости.
Для
возмещения
этих
нарушений
необходимо
совершить
саджда саху,
что является
ваджибом, т.е.
обязательным
действием.
Несовершение
хотя бы
одного фарда
- сознательное
или по
забывчивости
- нарушает
намаз и не
может быть
восполнено
совершением
саджда саху.
В этих
случаях
необходимо
перечитать
намаз.
Сознательное
невыполнение
ваджибов
намаза также
не
возмещаемо
посредством этого
саджда. Намаз
перечитывают.
Как и
когда
совершается
саджда саху
Если
кто-то
задерживает
выполнение
одного фарда
или ваджиба в
намазе или по
забывчивости
не выполняет
ваджиба, то в
последнем сидении
читают
только
'Ат-тахият' и
дают Ас-салям
в обе стороны
- направо и
налево. Затем
со словами
'Аллаhу Акбар'
совершают
саджда и
читают
'Субхана Раббия-ль-а'ля'
3 раза, затем
садятся
между суджудами
и вновь
выполняют
саджда, во
время которого
и читают
'Субхана
Раббия-ль-а'ля'
3 раза. Со
словами 'Аллаhу Акбар'
садятся и в
этом
положении
читают 'Ат-тахият',
'Саляват', дуа
'Раббана
атина' и дают
Ас-салям в
обе стороны.
Таким
образом совершается
саджда саху.
Если
во время
коллективного
намаза ошибся
имам, то он дает
Ас-салям
только в одну
сторону -
направо.
Затем он
совершает
саджда саху и
завершает
намаз таким
же образом,
как
самостоятельно
молящийся.
ЧТО
ДАЕТ
СОВЕРШЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО
НАМАЗА
Наша
религия
придает
большое
значение чтению
намаза с
джама`атом[94][94].
При чтении
коллективного
намаза мусульмане
больше
сближаются
друг с
другом. Незнающий
мусульманин,
имея
возможность общаться
со знающими
единоверцами,
пополняет
свои знания,
берет с них
пример
хорошего
поведения,
оставляет со
временем
свои вредные
привычки.
Пребывание в
джама'ате улучшает
взаимоотношения
и укрепляет
любовь между
мусульманами;
благодаря
постоянному
общению в
среде
верующих
усиливаются чувства
братства и
взаимопомощи.
А вознаграждение
за намаз,
прочитанный
мусульманами
джама'атом,
больше
вознаграждения
за намаз
одного человека.
Наш
Пророк мир
Ему, так
сказал об
этом: 'Сяваб
коллективного
намаза
больше
одиночного
намаза в 27 раз',
'Тот, кто
читал
коллективный
намаз
аль-ишаа,
будто бы
читал намаз
половину
ночи. А тот,
кто читал коллективно
утренний
намаз, будто
бы читал намаз
всю ночь', 'Тот,
кто,
правильно
совершив
тахарат, идет
в мечеть для
выполнения
одного из
фардов Аллаhа, он
одним шагом
стирает свои
грехи, а другим
увеличивает
свою степень
богобоязненности[95][95]'.
Фард-намазы
можно читать
также и
индивидуально.
Коллективный
намаз
считается
сунной муаккада.
Намазы сунна
и нафиль не
читаются коллективно,
только намаз
ат-таравих,
будучи сунной,
читается как
коллективно,
так и индивидуально.
Намаз
аль-витр,
являющийся
ваджибом, в
месяц
Рамадан
читается
коллективно.
Не читаются
индивидуально
намаз
аль-джум`а и праздничные
намазы, они
читаются
только коллективно.
Культура
поведения
прихожан в
мечети
Мечеть
- это место,
где люди
совершают
ибаду Аллаhу.
Посещение
мечети играет
большую роль
для
сохранения
единства
общества, в
этом также
есть много
духовной
пользы. Самые
полезные
места на
свете - это
мечети,
которые
называют
Домом Аллаhа, имея в
виду, что это
строение
возвеличено
Господом, и в
нем
совершают
поклонение
Ему. Обязанность
каждого
мусульманина
- уважать
мечеть. Вот
некоторые из
правил
поведения в
мечети:
1)
заходить в
мечеть
следует,
совершив
перед этим
омовение
(гусуль и
вуду), в
чистой соответствующей
одежде;
2)
заходить в
мечеть с
правой ноги и
читать 'Саляват';
3)
выходить из
мечети с
левой ноги;
4)
не следует
наступать в
мечети на
ковры и паласы
грязными
ногами или в
грязных
носках;
5)
не следует
без причины
сидеть,
вытянув ноги;
не следует
кричать,
шуметь,
беседовать на
мирские темы;
6)
не следует
перед
выходом в
мечеть
кушать
чеснок или
лук, чтобы
резким
запахом изо
рта не
беспокоить других
мусульман,
находящихся
в мечети, не следует
делать того,
что могло бы
вызвать неприятное,
брезгливое
чувство у
окружающих;
7)
с уважением
слушать
чтение
Корана, а
также
вааза[96][96];
8)
пришедший с
опозданием
на хутбу
(проповедь)
или
коллективный
намаз
занимает
свободное
место, и не
расталкивает
джама'ат,
чтобы пройти
в первые
ряды.
О
МЕЧЕТЯХ
Мечети
- это
неотъемлемая
часть
мусульманского
общества и символ
Исламских
государств.
Исторически
мусульмане
придавали
большое
значение строительству
мечетей. До
сего дня не
достигнуто в
мире такого
высокого
уровня
архитектуры,
как тот,
который мы
можем видеть
в бесподобных
архитектурных
шедеврах
того времени.
Мечеть
- это место,
где
мусульманское
общество
коллективно
совершает
ибаду. Мечеть
по-арабски
означает
'место
поклонения'.
Архитектурные
особенности
мечетей:
михраб
- это
углубление в
мечети,
указывающее
направление
на Кыблу; в
михрабе
стоит имам во
время намаза;
минбар
- это
возвышенное
место справа
от михраба,
откуда имам
читает
пятничную и
праздничную
проповеди;
курси
- возвышенное
место, откуда
имам ведет
вааз (уроки,
лекции);
минарет
- это башня,
находящаяся
рядом с мечетью;
с минарета
читается азан
(призыв к
намазу).
шарафа
- это выступ в
виде балкона,
окружающего
минарет, с
шарафы
муэдзин
читает азан.
Поднимаются
в шарафу по
лестнице,
встроенной в
минарет;
обычно на
минарете
одна шарафа,
но бывает и
несколько;
алям -
изображение
полумесяца,
располагающееся
на верхушке
минарета;
знак полумесяца
является
символом
Ислама.
СОВЕРШЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО
НАМАЗА
Тот,
кто
собирается
следовать за
имамом в коллективном
намазе,
совершает
намерение о
чтении
намаза и
следовании в
этом намазе за
имамом. Для
примера
рассмотрим,
как читается
коллективный
намаз
аз-зухр:
Действия
тех, кто
совершает
намаз, следуя
за имамом:
1.
Намерение:
'Намерился
совершить 4
рака`ата фарда
намаза
аз-зухр,
следуя за
имамом ради Аллаhа'.
В
каждом
коллективном
намазе
делается
намерение с
добавлением
слов 'следую
за имамом'.
2.
После
Такбирату-ль-ифтитах,
произносимого
имамом,
следующие за
ним
повторяют
этот такбир,
затем, сложив
руки, читают
дуа 'Субханака'
и умолкают. И
во всех
последующих
рака`атах в
положении
'стоя' никто
из следующих
за имамом
более ничего
не произносит,
а только -
после чтения
имамом вслух
суры
'Аль-Фатиха'
про себя
говорят:
'Аминь'.
3.
Во время
руку'у
джама'ат
читает
'Субхана Раббия-ль-'азым'
3 раза про
себя. Имам,
сказав 'Сами'а-ллаhу лиман
хамидаh',
выпрямляется,
и джама'ат
читает
'Раббана ва
ляка-ль- хамд'.
Находясь
в суджуде,
джама'ат
читает
'Субхана
Раббия-ль-а'ля'
3 раза про
себя.
4.
Во время
последнего
сидения
джама'ат и имамом
читают
шепотом
'Ат-тахият',
'Саляват', дуа
'Раббана
атина' и
вместе с
имамом дают
Ас-салям.
Молящийся
коллективно
во время
такбира, руку'у,
последующего
выпрямления,
во время саджда
и
выпрямления
после саджда,
и также во
время
Ас-саляма
должен
следовать за
имамом, ни в
чем не
опережая его
и не
опаздывая.
Если
опоздавший
успел
сделать
намерение и
такбир, когда
имам еще не
встал из
положения
руку'у
какого-либо
рака`ата, то
он считается
выполнившим данный
рака`ат.
Действия
тех, кто
следовал за
имамом со 2-го рака`ата:
Те,
кто не успел
на первый
рака`ат,
совершают
намерение и
такбир и
начинают
следовать за
имамом. А в
последнем
сидении
читают
'Ат-тахият', затем,
после того,
как имам
начнет
выполнять Ас-салям
в правую
сторону,
встают, не
совершив
Ас-саляма, и
со словами
'Аллаhу Акбар'
встают,
дочитывают
самостоятельно
один рака`ат, -
тот, на
который не
успели. В
кыяме этого
рака'ата,
читают дуа
'Субханака',
'А'узу-Бисмилляh', суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру
из Корана, после
чего
совершают
руку'у и
суджуд и
выполняют
последнее
сидение,
читают
'Ат-тахият', 'Саляват',
дуа 'Раббана
атина',
выполняют
Ас-салям в
обе стороны;
и на этом
заканчивают
намаз.
Действия
тех, кто
следует за
имамом с 3-го
рака`ата:
Те,
кто успел на
3-й рака`ат 4-х
рака`атного
намаза, во
время
последнего
сидения
читают 'Ат-тахият';
и после того
как имам начнет
выполнять
Ас-салям в
правую
сторону, встают
со словами
'Аллаhу Акбар',
не совершая
Ас-салям,
дочитывают самостоятельно
2 рака`ата,
которые не
успели совершить
вмести с
имамом.
Читают
'Субханака',
'А'узу-Бисмилляh', суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру,
затем,
выполнив
руку'у и
суджуды.
Сказав 'Аллаhу Акбар'
встают,
читают
'Бисмилляh', суру
'Аль-Фатиха' и
короткую
суру, потом -
руку'у и
суджуды, в
последнем
сидении,
читают 'Ат-тахият',
'Саляват', дуа
'Раббана
атина', совершают
Ас-салям и
завершают
намаз.
Если
намаз 3-х
рака`атный,
например
аль-магриб
или аль-витр,
то
опоздавшие к
началу намаза,
но успевшие к
3-му рака'ату
читают
вместе с
имамом в
конце
рака'ата
'Ат-тахият';
после того
как имам
начнет
выполнять
Ас-салям в правую
сторону,
встают, не
совершая
Ас-саляма,
встают со
словами 'Аллаhу Акбар'.
Стоя, читают
дуа
'Субханака',
'А'узу-Бисмилляh', суру
'Аль-Фатиха' и
короткую
суру из
Корана, затем,
выполнив
руку'у и
суджуды,
садятся и читают
'Ат-тахият'.
Сказав 'Аллаhу Акбар',
встают,
читают
'Бисмиляh', суру
'Аль-Фатиха', и
другую суру,
совершают
руку'у и
суджуды; и
затем - в
последнем
сидении, читают
'Ат-тахият',
'Саляват', дуа
'Раббана атина',
совершают
Ас-салям и
завершают
намаз.
Действия
тех, кто
следует за
имамом с 4-го
рака`ата:
Совершают
с имамом 4-й
рака`ат и в
последнем
сидении
читают 'Ат-тахият';
после того,
как имам
начнет
выполнять
Ас-салям в
правую
сторону,
встают со
словами 'Аллаhу Акбар'.
Стоя, читают
дуа
'Субханака',
'А'узу-Бисмиляh', суру
'Аль-Фатиха' и
короткую
суру. Затем,
выполнив
руку'у и
суджуды,
садятся и
читают
только
'Ат-тахият'.
Сказав 'Аллаhу Акбар',
встают,
читают
'Бисмилляh', суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру,
,совершают руку'у
и суджуды.
Затем, сказав
'Аллаhу Акбар',
снова встают,
читают
'Бисмилляh', суру
'Аль-Фатиха',
совершают руку'у
и суджуды; и в
последнем
сидении, читают
'Ат-тахият',
'Саляват', дуа
'Раббана
атина', выполняют
Ас-салям и
завершают
намаз.
Если
присоединяются
к имаму после
того, как он
встал с
положения
руку'у
последнего
рака`ат, то
после
Ас-саляма
имама в правую
сторону
встают и
самостоятельно
читают намаз
полностью от
начала и до
конца.
Человек
считается
успевшим на
коллективный
намаз, если
он
присоединился
к джама'ату
до того
момента, пока
имам не начал
выполнять
Ас-салям. При
этом такой
опоздавший
получит такой
же сяваб
(вознаграждение),
как если бы
он читал
намаз от
начала до
конца за
имамом.
Намаз
аль-джум`а
Аль-джум`а
- священный
день
мусульман,
поэтому
мусульмане
должны
встречать
его с праздничным
настроением.
Следует
совершив тахарат,
красиво одевшись,
отправиться
в мечеть.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Тому, кто в пятницу,
сделав
омовение,
придет на
намаз аль-джум`а
и будет
слушать
проповедь
молча, простятся
грехи от
одного джум`а
до следующего
джум`а и еще
за 3 дня[97][97]'.
Намаз
аль-джум`а
состоит из 4-х
рака`атов
сунны, 2-х
рака`атов
фарда и 4-х
рака`атов
сунны. Этот
намаз читается
в пятницу во
время намаза
аз-зухр и заменяет
его в этот
день. Этот
намаз
выполняется
только
джама'атом.
Намаз
аль-джум`а
является
обязательным
для мусульманина,
психически
нормального
и достигшего
совершеннолетия,
помимо этого
есть другие 6
обязательных
условий:
1.
Мужчина (для
женщин
аль-джум`а не
фард).
2.
Свободный от
рабства.
3.
Не
находящийся
в пути.
4.
Здоровый.
5.
Не слепой.
6.
Имеющий здоровые
ноги.
Если
нет
соответствия
этим
условиям,
намаз не
является
обязательным,
но если такой
человек
прочитает
намаз
аль-джум`а, то
это засчитывается
как
аль-джум`а.
Условия
правильного
выполнения
аль-джум`а:
1.
Совершение
этого намаза
во время
намаза
аз-зухр.
2.
Сначала
прочитывать
хутбу
(проповедь).
3.
Место, куда
собираются
для намаза,
должно быть
открыто для
всех.
4.
Должно
присутствовать
минимум трое
мужчин (в это
число не
входит имам).
5.
Имамом может
быть лишь
тот, кому
было дано разрешение
от Правителя
мусульманского
государства
6.
Местность,
где
проводится
аль-джум`а,
может быть
либо городом,
либо поселок
городского
типа и т.п.
Совершение
намаза
аль-джум`а
После
чтения азана
(призыва на
молитву), во время
аз-зухр
пятничного
дня, сначала
совершается 4
рака`ата
сунны. Намерение
для этого
намаза:
'Намерился
выполнить 4
рака`ата
сунны намаза
аль-джум`а
ради Аллаhа'.
Сунна
намаза
аль-джум`а
читается так
же, как и
сунна намаза
аз-зухр.
После сунны
читается
второй азан,
после чего
имам поднимается
на минбар для
чтения хутбы
(проповеди).
После хутбы
читается
икамат и совершается
2 рака`ата
фарда намаза
аль-джум`а. Следующие
за имамом
делают
намерение:
'Намерился
выполнить 2
рака`ата
фарда намаза
аль-джум`а за
имамом ради
Аллаhа', и
читают его
как фард
утреннего
намаза.
После
чтения фарда
совершают 4
рака`ата сунны
намаза
аль-джум`а,
которая
читается так
же, как и
сунна намаза
аз-зухр.
Намерение
для этого
намаза:
'Намерился
выполнить 4
рака`ата
сунны намаза
аль-джум`а
ради Аллаhа'.
Таким
образом,
завершается
чтение
намаза аль-джум`а.
ПРАЗДНИЧНЫЕ
НАМАЗЫ
Байрам[98][98]
- это день
радости и
счастья.
Совершение
коллективного
праздничного
намаза
является
символом
единения и
братства между
мусульманами.
Праздники
являются важными
днями, днями
сближения и
примирения
мусульман, усиливают
братские узы.
Праздник -
это подарок
Аллаhа
верующим.
Существует
два
мусульманских
праздника в
году:
1.
Рамазан-Байрам.
2.
Курбан-Байрам.
Праздничные
намазы
являются
ваджибом для
всех тех,
кому обязателен
намаз
аль-джум`а.
Праздничный
намаз состоит
из 2-х
рака`атов и
читается
коллективно.
В этом намазе
отсутствует
азан и
икамат. Праздничная
хутба
является
сунной и читается
после намаза.
А проповедь
намаза аль-джум`а
является
фардом и
читается до
фард-намаза.
Праздничный
намаз
отличается
от других намазов
тем, что в
этом намазе
есть шесть
дополнительных
такбиров. Три
из них - в
первом рака`ате
и три такбира
- во втором
рака`ате
КАК
СОВЕРШАЮТСЯ
ПРАЗДНИЧНЫЕ
НАМАЗЫ
Намаз
Рамазан-Байрама.
1-й
рака`ат.
1.
Джама'ат
(молящиеся)
становится
ровными рядами
за имамом. И
совершают
намерение:
'Намерился
выполнить
намаз
Рамазан-Байрама
следуя за
имамом ради
Аллаhа'.
2.
Имам с
поднятием
рук
произносит:
'Аллаhу Акбар',
джама'ат
повторяет
это за
имамом, затем
молящиеся
складывают
руки на
животе (женщины
- на груди).
3.
Имам и
джама'ат
читают
шепотом дуа
'Субханака'.
После этого
произносят
три
дополнительных
такбира
следующим
образом:
Первый
такбир: Имам
вслух
(джама'ат
шепотом)
произносит
такбир 'Аллаhу Акбар'
поднимая при
этом руки
(как во время
Такбирату-ль-ифтитах),
затем
опускают
руки. Второй
такбир: после
короткой
паузы имам
таким же
образом
произносит
второй
такбир и опускает
руки. Третий
такбир:
сделав паузу,
имам делает
третий
такбир, после
чего имам и
все
молящиеся
смыкают руки.
Во время исполнения
такбиров
джама'ат
повторяет
все действия
за имамом.
4.
Затем имам
шепотом
читает
'А'узу-Бисмилляh' и вслух
начинает
читать суру
'Аль-Фатиха' и другую
суру из
Корана, а
джама'ат в
это время
ничего не
читает,
только
слушает
имама.
5.
Имам и
джама'ат
совершают
руку'у и
суджуд, после
чего встают
на 2-й рака`ат и
складывают руки.
2-й
рака`ат.
6.
Имам читает
шепотом
'Бисмилляh', затем
вслух суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру. Потом
так же, как и в
первом рака`ате,
имам громко
произносит
три такбира
'Аллаhу Акбар',
делая паузу
между ними.
После третьего
такбира, не
смыкая рук,
сказав 'Аллаhу Акбар',
совершает
руку'у и
суджуды,
после чего
совершается
последнее
сидение.
7.
Сидя, имам и
джама'ат
читают
шепотом последовательно:
'Ат-тахият',
'Саляват', дуа
'Раббана
атина'. Затем
выполняют
Ас-салям.
Поворачивают
голову
направо и
налево,
произнося 'Ассаляму
'аляйкум ва
Рахматуллаh' и
завершают
намаз. После
намаза имам
читает хутбу
(проповедь).
Намаз
Курбан-Байрама.
1.
Намерение:
'Намерился
выполнить
намаз Курбан-Байрама
следуя за
имамом ради
Аллаhа'
2.
Имам с
поднятием
рук
произносит:
'Аллаhу Акбар',
джама'ат
повторяет за
имамом, затем
все смыкают
руки.
Намаз
Курбан-Байрама
совершается
так же, как и
намаз
Рамазан-Байрама.
По
завершении
намаза имам
читает хутбу.
ТАКБИР
АТ-ТАШРИК
Дни
Ат-ташрик
начинаются
за день до
Курбан-Байрама,
в День
Арафат, со
времени
утреннего
намаза, и
продолжаются
до намаза
аль-аср 4-го
дня
праздника
включительно.
В эти дни после
каждого
фард-намаза
читается
такбир Ат-ташрик:
[Аллаhу
Акбар, Аллаhу Акбар,
ля иляhа
илляллаh Аллаhу Акбар
ва лиллаhиль
хамд[99][99]]
Этот
такбир
считается
ваджибом как
для джама'ата,
так и для
каждого
человека в
отдельности.
Если
у кого-то в
эти дни были
долги по
намазам, и он
собрался
возместить
их в дни
Ат-ташрик, то
после их
совершения
он читает
такбир
Ат-ташрик. А
если он возместит
их после этих
дней, то
такбир Ат-ташрик
не читается.
Действия,
которые
желательно
совершать в праздничные
дни
Проснуться
рано утром,
помыться,
почистить
зубы, надеть
самую
красивую
одежду, мужчинам
надушиться
благовониями
и направиться
в мечеть.
Быть
улыбчивым со
знакомыми, встретившимися
на пути,
радовать
бедных, давая
им садака
(милостыню).
Поздравлять
единоверцев
с праздником,
навестить
родственников.
Дать садака
за своих умерших
родственников-мусульман,
посетить их
могилы,
почитать им
Коран и
обратить за них
дуа (мольбу) к
Аллаhу*.
Оставить
обиды, помирить
поссорившихся
мусульман.
Преподносить
детям
подарки,
покупать им
новую одежду.
Это основные
действия,
которые
желательно
выполнять в
праздничные
дни.
НАМАЗ
АТ-ТАРАВИХ
Намаз
ат-таравих
совершается
в месяц Рамадан.
Он состоит из
20-ти рака`атов.
Он является
сунной
муаккада для
мужчин и
женщин, как
постящихся,
так и для тех,
кто не
соблюдает
пост из-за
болезни или
по причине
путешествия.
Совершать
намаз
ат-таравих в
мечети -
сунна, за
которую
следует большой
сяваб
(вознаграждение).
Однако можно
читать этот
намаз и дома
одному.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Тому, кто в месяц
Рамадан
проводит
ночи в ибаде
(поклонении)
ради Аллаhа с верой
в пользу и
надеждой на
вознаграждение,
будут
прощены
прошлые
грехи[100][100]'.
Совершение
намаза ат-таравих
Намаз
ат-таравих
нельзя
совершать до
намаза
аль-ишаа, а
только после.
В месяц
Рамадан намаз
аль-витр
читается
после намаза
ат-таравих,
но можно
читать его
также до
намаза ат-таравих.
В 20-ти
рака`атном
намазе
ат-таравих
можно совершать
Ас-салям
после
каждого 2-го
рака`ата или
после каждого
4-го рака`ата.
Совершение
коллективного
намаза
ат-таравих
(по 2 рака`ата).
Намаз
ат-таравих
начинается
после завершения
чтения фарда
и сунны
намаза
аль-ишаа.
Намерение
имама:
'Намерился
выполнить намаз
ат-таравих
как имам ради
Аллаhа';
произнеся
'Аллаhу Акбар'
имам
складывает
руки на
животе.
Намерение
джама'ата,
следующего
за имамом: 'Намерился
выполнить
намаз
ат-таравих за
имамом ради
Аллаhа'. После
такбира
имама
джама'ат тоже
произносит
такбир и смыкает
руки.
Затем
имам и
джама'ат
читают
шепотом дуа
'Субханака',
имам вновь
шепотом
читает
'А'узу-Бисмилляh', а
джама'ат в
это время
ничего не
читает. Потом
имам вслух
начинает
читать суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру
из Корана.
Имам и
джама'ат совершают
руку'у и
суджуды и
встают на 2-й
рака`ат.
Здесь
имам читает
шепотом
'Бисмилляh', потом
вслух читает
суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру,
далее все
совершают
руку'у и
суджуды,
потом
садятся.
Сидя,
последовательно
читают
'Ат-тахият', 'Саляват',
дуа 'Раббана
атина', затем
выполняют
Ас-салям,
поворачивают
голову
направо и
налево,
произнося
'Ассаляму
'аляйкум ва
Рахматуллаh'.
Вышеперечисленные
действия
повторяются
10 раз по 2
рака`ата и
таким
образом
число рака`атов
доводят до
20-ти. По
окончании
читают коллективно
3 рака`ата
намаза
аль-витр.
Совершение
намаза
ат-таравих
индивидуально
(по 2 рака`ата).
Намерение:
'Намерился
выполнить
намаз ат-таравих
ради Аллаhа'. После
намерения
этот намаз
читается так же,
как сунна
утреннего
намаза
ас-субх.
Вышеперечисленные
действия
повторяются
10 раз по 2
рака`ата, то
есть доводят
число
рака`атов до
20-ти. По окончании
читают 3
рака`ата
намаза
аль-витр.
Совершение
коллективного
намаза
ат-таравих
(по 4 рака`ата).
Намерение
имама:
'Намерился
выполнить
намаз
ат-таравих как
имам ради
Аллаhа'.
Произнеся
'Аллаhу Акбар',
имам смыкает
руки.
Намерение
джама'ата,
следующего
за имамом: 'Намерился
выполнить
намаз
ат-таравих за
имамом ради
Аллаhа'. После
такбира
имама
джама'ат тоже
произносит
такбир и
смыкает руки.
Затем имам и
джама'ат
читают
шепотом дуа
'Субханака',
имам вновь
шепотом
читает
'А'узу-Бисмилляh', а
джама'ат это
время ничего
не читает.
Потом имам
вслух
начинает
читать суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру
из Корана.
Имам и
джама'ат совершают
руку'у и
суджуды и
встают на 2-й
рака`ат.
Здесь
имам читает
шепотом
'Бисмилляh', потом
вслух читает
суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру,
далее все
совершают
руку'у и
суджуды,
потом
садятся.
Сидя,
последовательно
читают
'Ат-тахият', 'Саляват'.
И
поднимаются
на 3-й рака`ат.
Затем
имам и джама'ат
читают
шепотом дуа
'Субханака',
имам вновь
шепотом
читает
'А'узу-Бисмилляh'. Потом
имам вслух
начинает
читать суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру
из Корана.
Имам и джама'ат
совершают
руку'у и
суджуды и
встают на 4-й
рака`ат.
Затем
имам читает
шепотом
'Бисмилляh', потом
вслух читает
суру
'Аль-Фатиха' и
другую суру.
Потом все
совершают
руку'у и
суджуды,
потом
садятся.
Сидя,
последовательно
читают
'Ат-тахият', 'Саляват',
дуа 'Раббана
атина';
выполняют
Ас-салям с
поворотом
головы
направо и
налево, произнося
'Ассаляму
'аляйкум ва
Рахматуллаh'.
Вышеперечисленные
действия
повторяются 5
раз по 4
рака`ата, и
таким
образом
доводят число
рака`атов до
20-ти.
По
окончании
намаза
ат-таравих
читают коллективно
3 рака`ата
намаза
аль-витр.
Совершение
намаза ат-таравих
индивидуально
(по 4 рака`ата).
Намерение:
'Намерился
выполнить
намаз ат-таравих
ради Аллаhа'. Этот
намаз
читается так
же, как и
сунна намаза
аль-аср.
Разница
только лишь в
намерении.
Таким
образом, по 4
рака`ата
доводят число
рака`атов до
20-ти. По
завершении
читается
намаз
аль-витр.
Чтение
намаза сидя и
иима
(глазами)
В
религии
Ислам нет
трудностей,
любая ибада
посильна для
человека,
поскольку
предписал ее
наш
Создатель,
знающий все
наши возможности.
Те,
кто не может
читать намаз
стоя из-за
болезни,
совершают
его сидя. В
такой ситуации
все рукны
намаза,
выполняемые
обычно стоя,
совершаются
сидя. А руку'у
совершают по
своим
физическим
возможностям.
Затем со
словами
'Сами'а-ллаhу лиман
хамидаh'
выпрямляются,
и, сделав
суджуд,
завершают намаз.
Если
нет
возможности
совершить
руку'у и суджуд,
склонив тело,
то выполняют
намаз, как бы
имитируя
наклоном
головы
совершение руку'у
и суджуда.
Такое
выполнение
этих рукнов
называют
иима, когда,
двигая
головой, совершают
руку'у и
суджуд. Тот,
кто выполняет
такой намаз,
сидя
наклоняет
голову для
руку'у, а
когда нужно
выполнить
суджуда, то
наклоняет
голову еще
больше, чем
для руку'у.
Если он
склоняет
голову для
суджуда меньше
или так же,
как и для
руку'у, то
намаз считается
неправильным.
Если
больной не
может сидеть,
то читает
намаз в
удобном для
него
положении
(полулежа или
лежа), совершая
движения
руку'у и
суджуда
головой. Но если
и на это нет
сил, то
'выполняет
намаз глазами',
то есть
движением
глаз как бы
изображает
поклоны
(руку'у и
суджуд). Если
и это не в
состоянии
сделать, то
читает намаз
сердцем или
оставляет
намаз на
потом как
долг.
НАМАЗ
ПУТНИКА
Если
кто-то вышел
из города,
поселка или
села для
того, чтобы
совершить
путь,
требующий по
времени
минимум 18
часов при
средней скорости
ходьбы (это
приблизительно
90 км), он
считается путником.
Человек,
вышедший из
места, где он
живет, для
того, чтобы
совершить
путешествие
(приблизительно
90 км), и у него
есть
намерение
пребывать в
другом месте
не больше 15-ти
дней, то в течение
времени пути
до этого
населенного
пункта и все
дни пребывания
там он
считается
путником. А
если у него
намерение
пребывать
там 15 дней или
больше, то в
эти дни он не
считается
путником, а лишь
в дни
переезда.
Наша
религия
Ислам
предоставляет
путникам
некоторые
облегчения.
Все 4-х
рака`атные
фард-намазы
путники читают
как 2-х
рака`атные.
Это
называется
сокращением.
Но фарды
утреннего
намаза ас-субх,
фарды
вечернего
намаза
аль-магриб и
намаз
аль-витр
читают
полностью.
Если имеется время
для
прочтения
намазов
сунны, то их
тоже не
сокращают, а
читают
полностью.
Если
путники
читают намаз
за местным
имамом, то,
следуя за
ним, они
совершают
свой намаз
полностью,
без
сокращений. А
если путником
является
имам, то
местный
джама'ат
после Ас-саляма
имама встает
и дочитывает
оставшиеся
рака`аты.
Если путники
пропустили
намаз и по
возвращении
решили
возместить
его, то
читают долг -
4-х рака`атные
фарды как 2
рака`ата. А
если
пропустили
4-х рака`атный
намаз, находясь
дома, и
решили
возместить
долг в пути,
то читают его
как 4 рака`ата.
В
дороге
путники
могут
использовать
масих (читык),
протирая его.
Срок
действия
масиха в пути
увеличен до
3-х дней и 3-х
ночей. Путникам
в месяце
Рамадане,
когда
соблюдается
пост,
разрешено не
поститься. А
по
возвращении
в свою
местность
путник будет
обязан
восполнить
эти дни поста
как долг. Однако
соблюдать
пост во время
путешествия
будет лучшим,
если только
это не вредит
здоровью.
Также
путники
имеют право
не совершать
намаз
аль-джум`а и
праздничные
намазы, но
если они
выполнят эти
намазы, то
они, инша
Аллаh[101][101], будут
приняты.
Вместо
намаза
аль-джум`а путники
читают намаз
аз-зухр.
када`а
(долг)
пропущенных
намазов
Намаз,
который
выполняется
вовремя,
называют
'Ада`а', а намаз,
который
читается
после окончания
времени
намаза,
называют 'Када`а'.
Оставление
намаза
намеренно,
без уважительной
причины
является
большим грехом.
Если же это
случилось, то
нужно
покаяться.
Возмещаются
в качестве
долга фарды
всех намазов
и намаз
аль-витр.
Намазы сунна
не возмещаются,
за
исключением
сунны
утреннего
намаза,
который
возможно
возместить
до наступления
времени
намаза
аз-зухр того
же дня. Для
намазов
када`а нет
определенного
времени, их
можно
совершать в
любое время
днем и ночью,
кроме
времени
макрух.
Если
читают када`а
пропущенных
намазов, но не
знают, за
какой день,
то делают
намерение
следующим
образом:
'Намерился
совершить
пропущенный
фард намаза
аз-зухр ради
Аллаhа'. Так же
делают
намерение и
для
совершения
других
намазов,
например,
намазов
аль-аср, ас-субх
и т.д.
САЖДА
ТИЛЯВАТ
Саджда
тиляват - это
почитание
Аллаhа. В 14-ти
местах
Корана
встречаются
эти аяты. Саджда
тиляват
считается
ваджибом для
тех
мусульман,
которые
услышат или
прочитают
эти аяты.
Если аяты
'саджда'
читаются во
время намаза,
то
совершаются
они таким
образом: если
после аята
'саджда'
продолжают
чтение
Корана в намазе,
то по
завершении
аята 'саджда'
сразу делается
саджда
тиляват, и
молящиеся
возвращаются
в положение
'стоя', - чтобы
дочитать Коран.
А если же аят
'саджда'
является
последним
или после
него читают
до трех аятов
максимум, то
саджда
тиляват не
требуется, и
намаз
продолжают
как обычно.
Если аят 'саджда'
услышал тот,
кто в это
время не
совершает
намаз, то он
тоже должен
сделать
саджда
тиляват. Тот,
кто в намазе
услышал аят
'саджда' от
того, кто
читает это
вне намаза,
то после
завершения
намаза он
совершает
саджда
тиляват.
Тот,
кто читает
аяты 'саджда'
в намазе,
совершает
саджда
тиляват в
намазе и не
делает его
после
завершения
намаза. Если
имам читает в
намазе аяты
'саджда', то он
сам и те, кто
следует за
ним, совершают
саджда
тиляват.
Саджда
тиляват обязаны
совершать те,
кто обязан
совершать намаз.
Не
обязательно
саджда
тиляват для
женщин в
период
менструации
и
послеродового
очищения.
Как
совершается
саджда
тиляват вне
намаза
В
состоянии
омовения
встать лицом
в
направлении
на Кыблу
сделать
намерение о
совершении
саджда
тиляват; не
поднимая рук,
сказать 'Аллаhу Акбар',
и выполнить
саджда, в
котором прочесть
'Субхана
Раббия-ль-а'ля'
3 раза. Затем
со словами
'Аллаhу Акбар'
встать и
произнести:
[Гуфранака
Раббана ва
иляйкяль-масыр]
- это
мустахаб. Это
саджда
совершается 1
раз и без
Ас-саляма.
Аяты
'саджда',
встречающиеся
в Коране.
Аль-А`раф,
Ар-Ра'ад,
Ан-Нахль,
Аль-Исра,
Марьям,
206
15
48
107
58
Аль-Хадж,
Аль-Фуркан,
Ан-Намль,
Ас-Саджда,
Сад,
18
60
25
15
24
Аль-Фуссылят,
Ан-Наджм,
Аль-Иншикак,
Аль-'Аляк,
37
62
21
19
Намаз
аль-Джаназа
(намаз по
усопшему)
Намаз
аль-джаназа
является
фардом
кифайя. Просить
у Аллаhа
прощения
грехов
умершего
является
последней
обязанностью
брата-мусульманина
перед
умершим.
Кому
читается
намаз
аль-джаназа.
Для
совершения
намаза
аль-джаназа,
необходимо
наличие 6-ти
условий:
1)
умерший
должен быть
мусульманином;
2)
умерший
должен быть
ритуально
чистым (в состоянии
полного
омовения
гусуль) и
завернут в
кафан[102][102];
3)
покойный
должен
находиться
перед джама'атом;
4)
тело
умершего
должна быть
целым или в
половину его
роста, но - с
головой;
5)
чтение
намаза
аль-джаназа
происходит
стоя (если
нет
уважительной
причины);
6)
тело
умершего не
должно
находиться
на плечах
людей или на
животном.
Так
как намаз
аль-джаназа -
фард кифайя,
то если
кто-то из
джама'ата
выполняет
его, с остальных
эта
обязанность
снимается.
Джама'ат не
является
условием для
намаза
аль-джаназа.
Если одна
женщина или
один мужчина
читают намаз
аль-джаназа,
то это засчитывается
как фард. Все
то, что
нарушает
другие
намазы, то
нарушает и
намаз аль-джаназа.
Намаз
аль-джаназа
можно
совершать в любое
время, кроме
времени
макрух. Рукны
намаза
аль-джаназа: 4
такбира и
стояние. Совершать
Ас-салям - это
ваджиб. В
намазе аль-джаназа
нет ни руку'у,
ни суджуда.
Сунны
намаза
аль-джаназа:
1.
имам должен
стоять на
уровне груди
умершего;
2.
читать дуа
'Субханака'
после
первого такбира;
3.
читать
Саляват
после
второго
такбира;
4.
читать дуа
после
третьего
такбира.
Как
читается
намаз
аль-джаназа
После
того как
сделают
гусуль и
завернут тело
умершего в
кафан, его
кладут на
место, где
будут читать
намаз
аль-джаназа.
Джаназа (носилки
с телом
умершего)
ставят перед
джама'атом,
имам встает у
груди
умершего.
Джама'ат в направлении
Кыблы встает
за имамом и
образует
ряды
(желательно
встать в 3
ряда). Совершая
намерение
определяют,
кому читают
намаз:
мужчине или
женщине,
ребенку-мальчику
или
ребенку-девочке.
Намерение
имама:
'Намерился
совершить
намаз
аль-джаназа
по этому
усопшему',
(если это
мужчина, то
читается дуа
для этого
мужчины, если
женщина, то дуа
для этой
женщины или
дуа для
ребенка-мальчика
или дуа для
ребенка-девочки)
Если
джама'ат не
знает,
мужчина это
или женщина,
то намерение
совершается
таким
образом: 'Намерился
совершить за
имамом намаз
аль-джаназа
по этому
умершему
ради Аллаhа'.
После
совершения
намерения
имам вслух, а
джама'ат
шепотом
произносят
'Аллаhу Акбар' -
первый
такбир;
складывают
руки, как и в
других намазах.
И имам, и
джама'ат
шепотом
читают дуа
'Субханака',
добавляя в
него слова
'ва джалля
санаука':
[Субханакал-лаhумма ва
бихамдика ва
табарака-смука
ва Та`аля
джаддука ва
джалля
санаука ва ля
иляhа
гайрук]
После
этого, не
поднимая рук,
имам вслух, а
остальные
шепотом
произносят
'Аллаhу Акбар' -
второй
такбир. Затем
имам и
джама'ат
шепотом
читают
'Саляват'.
Затем вновь,
также не
поднимая рук,
произносят
третий такбир
'Аллаhу Акбар'.
Затем имам и
джама'ат
шепотом читают
дуа намаза
аль-джаназа.
Если молящиеся
не знают
этого дуа, то
читают дуа
'Кунут', если и
'Кунут' не
знают, читают
дуа 'Раббана
атина:'. Затем,
не поднимая
рук,
произносят
четвертый
такбир,
ничего не
читая, выполняют
Ас-салям
сначала
направо,
затем налево:
'Ассаляму
'аляйкум ва
Рахматуллаh'.
Дуа,
которое
читается
после
третьего
такбира в
намазе
аль-джаназа:
Значение:
'О Аллаh, прости
наших живых и
мертвых, тех,
которые находятся
здесь, и тех
мужчин и
женщин, наших
детей и
взрослых,
которые
отсутствуют.
О Аллаh, наставь
на путь Ислама
наших
потомков и
тех, кого из
нас умертвишь,
умертви с
верой'.
После
этого
читаются
другие дуа в
зависимости
от пола
покойного:
если
умерший -
мужчина:
Значение:
'О Аллаh, даруй
этому
умершему
бесконечную
Милость,
прощение его
грехов и
жизнь в Раю. О
Аллаh, если он
был хорошим,
то воздай ему
еще больше за
его добро,
если был
плохим, то
прости его и
не наказывай
его. О Аллаh, сохрани
этого
умершего от
того, что он
боится.
Обрадуй Его
Своей
Щедростью и
возвеличь
его в почете
в Ахире, о
Аллаh, который
Милостивый
из
милостивых'.
если
умершая -
женщина:
Значение:
'О Аллаh, даруй
этой умершей
бесконечную
Милость, прощение
ее грехов и
жизнь в Раю. О
Аллаh, если она
была хорошей,
то воздай ей
еще больше за
ее добро,
если была
плохой, то
прости ее и
не наказывай
ее. О Аллаh, сохрани
эту умершую
от того, что
она боится.
Обрадуй ее
Своей
Щедростью и
возвеличь ее
в почете в
Ахире, о Аллаh, который
Милостивый
из
милостивых'.
если
умерший -
мальчик:
Значение:
'О Аллаh, сделай
этого
мальчика встречающим
нас в
Джаннате и
сделай его для
нас подарком
в Ахире. О
Аллаh, сделай
этого
мальчика
заступником
для нас и
прими его
заступничество'.
если
умершая -
девочка:
Значение:
'О Аллаh, сделай
эту девочку
встречающей
нас в Джаннате
и сделай ее для
нас подарком
в Ахире. О
Аллаh, сделай
эту девочку
заступницей
для нас и прими
ее
заступничество'.
Те,
кто не знает
эти дуа, с
намерением
дуа читают
этот аят из
Корана:
Значение:
'О Аллаh, Господь
наш! Воздай
нам добром на
этом и на том
свете и упаси
нас от мук
Ада'.