ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА
НИКЯХ-Бракосочетание
Важность
бракосочетания
в Исламе
Религия
Ислам
придает
большое
значение браку.
В Коране
сказано:
Означающее:
'И из
знамений
Аллаhа - то, что
Он сотворил
из вас самих
жен для вас,
чтобы вы
находили
успокоение в
них,
установил
между вами
взаимную
любовь и
сострадания.
Воистину, во
всем этом -
ясные
знамения для
людей,
которые
размышляют[163][163]'
Означает:
'Соединяйте
браком
незамужних женщин
и праведных
мужчин из
рабов ваших и
рабынь. Если
они бедны,
Аллаh
обеспечит их
Своей
щедрость.
Аллаh знает
намерение
людей и Его
Знание
объемлет
всякую вещь
во
Вселенной[164][164]'.
Святой
Пророк
Ислама в
своих
изречениях советовал
верующим
жениться. Как
сказано в одном
из Его
хадисов: 'О
молодежь,
пусть обзаведется
семьей тот из
вас кто в
состоянии
жениться[165][165]'. В
другом
хадисе
сказано:
'Есть четыре
сунны,
присущие
всем
пророкам:
одна из них -
женитьба[166][166]'.
На эту тему
есть много
хадисов и аятов
Корана. Все
это
указывает на
совместную жизнь
мужчины и женщины
в рамках
закона,
дозволенного
Аллаhом, т.е. в
браке по
Шариату.
В
значениях
вышесказанных
аятов
понимаем, что
Аллаh создал
мужчину и
женщину друг
для друга, проявляя
Свою
Щедрость к
Своим рабам.
Соединение
их возможно
только путем
заключения брака
- никях. Это
необходимо
также для
воспитания
здорового
поколения,
возложенного
на родителей.
Брак имеет
большое
значение
также для
сохранения
нравственности
в обществе.
Те мужчины и
женщины,
которые
избегают брака,
склонны к
незаконным
связям, то
есть к нарушению
законов
Шариата.
Именно
с этой точки
зрения Ислам
отличается
от
христианства,
которое
настаивает,
своим
последователям
находится
вдалеке от брака,
оставаться
холостым,
уходить в
монашество,
которое
считается
религиозным
обрядом.
ОБРУЧЕНИЕ
В ИСЛАМЕ
Хитба
(обручение).
Обручение
- это
объявление о
желании
жениться на
определенной
женщине ей
или ее семье.
Мужчина
может
сделать это
сам напрямую,
или его
семья, или
другие люди.
Если ответ девушки
или ее семьи
будет
положительным,
то хитба состоялась.
Хитба
является
подготовкой
к свадьбе и к
более
глубокому
знакомству
невесты и
жениха и их
семей.
Что
является
желательным
при избрании
супруга.
Для
того чтобы
семья была
крепкой, и
брак был
долгим, надо
внимательно
относиться к
выбору
супруга. При
решении
этого
жизненно
важного
вопроса
следует
обращать
внимание на
религиозность
и
нравственность
будущего
супруга.
Качества,
присутствие
которых
желательно в
будущей
супруге:
1.
Религиозность.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Выбирают
жену по 4
качествам: за
ее богатство,
ее положение в
обществе, за
красоту и за
богобоязненность,
- так
выбирайте
богобоязненную,
чтобы иметь
Баракат
(Благословение
от Аллаhа)'.
2.
Способность
рожать детей.
Пророк Мухаммад,
мир Ему,
сказал:
'Женитесь на
женщине,
которая
может любить
и которая
может родить,
потому что в
Судный День я
буду гордиться
численностью
моей уммы[167][167]
перед уммами
других
Пророков'.
3.
Девственность.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Выбирайте
для женитьбы
девственницу'
4. Религиозность
семьи, в
которой
воспитывалась
избранница.
5.
Следует
обращать
внимание на
род невесты,
так как
будущий
ребенок
может быть похожим
на
кого-нибудь
из рода
матери.
6.
Красота.
7.
Желательно
выбирать
супругу не из
близких
родственников.
Мужчине,
достигшему
совершеннолетия,
запрещается
смотреть на
аурат чужой
женщины.
Если
мужчина
хочет
жениться, то
ему разрешается
смотреть на
лицо, кисти
рук и на
стопы ног
невесты.
Хитба
- это не
бракосочетание,
а только помолвка.
Поэтому
обручение не
несет такой
ответственности,
как никях. Так
как жених с
невестой
являются
чужими друг
для друга, то
они не могут
уединяться.
Нарушение
хитбы.
Так
как хитба не
является
никяхом,
любая сторона
может
расторгнуть
это
соглашение, но
без причины
расторгать хитбу
не следует.
Если
мужчина дал
подарки
после
обручения, в
случае
нарушения
хитбы он
имеет право
взять их
обратно,
несмотря на
то, что он или
она нарушили
хитбу.
Если
она или он
дали друг
другу
подарки, то в
случае
нарушения
хитбы
возвращают
их обратно.
НИКЯХ
Никях
- это акт
бракосочетания
по Шариату, который
разрешает
близость
между
мужчиной и
женщиной.
Религия
Ислам
придает
большое
значение семье.
Никях
является
фундаментом
для создания
семьи. Как
между Адамом,
мир Ему, и
Хаввой (Евой) был
заключен акт
бракосочетания
- никях, так и между
его детьми и
внуками были
заключены
акты никях.
Примеры
семей, построенных
на этой
благородной
основе
приводятся в
Священном
Коране: это
семья
Пророка Ибрахима,
мир Ему ,
семья
Пророка
Муссы, мир Ему,
с дочерью
Пророка
Шуайба, мир
Ему.
Сказано
в Коране:
Значение:
'Женитесь на
женщинах,
которые нравятся
вам, на двух,
трех,
четырех. Если
же вы опасаетесь,
что не будете
справедливы,
то женитесь
на одной или
на тех,
которыми
овладели
ваши десницы.
Это - ближайший
путь, чтобы
не
уклониться
от справедливости[168][168]'
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал: 'О,
молодежь!
Тот, у кого
есть силы и
возможности,
пусть женится'.
Рукны
никяха:
1)
акт
соглашения
(иджаб ва
кабуль -
предложение
и принятие);
2)
присутствие
сторон (жених
и невеста или
их попечители);
Условия
ин-икад
(вступления
никяха в
силу):
1)
обоюдное
согласие
сторон;
2)
совершение
акта
соглашения в
одном и том же
месте и
времени;
3)
слышание и
понимание
акта-соглашения
сторонами;
4)
отсутствие
отказа
предлагающего
от
предложения
до принятия
соглашения
5)
стороны или
попечители
должны быть
мукалляфами;
6)
отсутствие
препятствий
для брака.
Согласно
мазхабу
Имама Абу
Ханифы при
отсутствии
одного
пункта из
рукнов
никяха или
условий
ин-икад,
никях
считается
неправильным,
и сторонам
необходимо
разойтись. Такой
никях
называют
'батыль'.
Условия
для
полноценности
никяха:
1)
наличие
свидетелей (по
мазхабу
Имама Абу
Ханифы: два
мужчины или один
мужчина и две
женщины)
2)
отсутствие
препятствий
для брака.
Препятствия
для брака
1.
Нельзя
жениться на
близких
родственницах:
а)
мать, бабушка
со стороны
отца или
матери, мать
бабушки и
выше;
б)
дочери и
внучки;
в)
родная
сестра и ее
дочери и
внучки; дочери
и внучки
родного
брата; дочери
и внучки сыновей
родного
брата или
родной
сестры;
г)
тети, родные
по отцу и по
матери, или
родные
только по
отцу.
2.
Нельзя
жениться на
родственницах
в результате
никяха:
а)
теща и ее
мать;
б)
мать
невестки
(жены сына),
в)
приемные
дочери и
дочери
приемных
сыновей;
г)
сноха, ее
дочери и
внучки;
д)
мачеха и ее
мать и
бабушки.
3.
Нельзя
вступать в
брак
молочным
родственникам.
4.
Количественные
препятствия:
а)
пятая жена;
б)
нельзя быть
женатым
одновременно
на двух
родных
сестрах или
на женщине и
ее родной тете.
5.
Мусульманин
не может
жениться на
язычнице или
вероотступнице.
6.
Троекратный
развод с
данной
женщиной препятствует
заключению с
ней никяха.
МАХР
Это
обещание
мужчины о
даче денег
или вещей,
или чего-либо
ценного жене.
Выдача махра жене
является
ваджибом.
Махр
делится на
два вида:
1)махр
му`аджаль -
это махр,
который
дается сразу;
2)махр
муаджаль -
это махр,
который
выдается при
разводе или
после смерти
мужа.
Как
совершается
никях
При
совершении
никях
необходимо огласить:
1)
имя девушки;
2)
имя жениха;
3)
имена их
отцов;
4)
имена
свидетелей;
5)
если есть
попечители,
то их имена;
6)
вид махра и
его количество.
Перед
заключением
никяха
собрать
присутствующих
и, сделав
покаяние,
прочитать
хутбу никях,
что является
сунной.
Тот,
кто
заключает
брак,
прочитав в
списке имена
присутствующих,
обращается к
невесте:
-
'Бисмилляh ва а`ля
суннати
Расулилляhи:'
Приняла ли ты
в мужья
такого-то за
такой-то махр
муа`джаль или
муаджаль
перед
свидетелями.
-
Да.
Приняла.(отвечает
3 раза)
То же
самое
спрашивается
у жениха, и он
отвечает так
же, как и
невеста.
Затем
читается дуа.
Есть
много
различных
форм иджаб ва
кабуль, главное
чтобы
вопросы
невесте и
жениху и их ответы
были в
прошедшем
времени.
РАЗВОД
(талак)
В
Исламе
решение о
разводе
производится
без
судебного
процесса,
потому что в
семейной
жизни много
тайн и слова,
сказанные на
суде, могут
быть лживыми.
Но в некоторых
вынужденных
ситуациях
это решается
судом. Сказал
Аллаh в Коране:
Значение:
'Нет греха на
вас, если вы
разведетесь
с женами[169][169]'
Несмотря
на то, что
развод
разрешен в
Исламе, он не
поощряем.
Сказал наш
Пророк
Мухаммад, мир
Ему: 'Самое нелюбимое
Аллаhом из
разрешенного
(халяль) - это
развод (талак)'.
Женщина
и мужчина
имеют равные
права в никяхе,
но на развод
имеет
предпочтительное
право
мужчина. Это
право ему
дано по
следующим
причинам:
1.
В семье время
от времени
возможны
ссоры (по финансовым
или
моральным
причинам),
непонимание,
проблемы,
неуживчивость.
Женщина, более
чувствительная
и ранимая по
натуре, по этим
причинам
может желать
развода,
однако одним
из
назначений
семьи
является
жить до конца
жизни в
счастье и
спокойствии.
Поэтому
основная
цель
предоставления
права на развод
именно
мужчине - не
дать
разрушить семью
и
предотвратить
нанесение
вреда обществу.
2.
Так как
содержание
семьи
возложено на
мужчину, он
должен
совершать
правильные
действия;
таким
образом
предполагается,
что разводов
будет меньше.
Женщина,
выходя замуж,
знает, что
право на развод
дано мужчине.
Разрешается
передача права
на развод
женщине во
время никяха
или спустя
время. Таким
образом,
права мужчин и
женщин на
развод
становятся
равными.
В
Исламе есть
право трижды
развестись и
сойтись.
После первых двух
разводов
мужчина
может
вернуть свою жену
без никяха в
период идды
(определенный
срок, в
течение
которого
женщине
нельзя снова
выходить
замуж), а
после
третьего
развода есть
другие
условия.
ВИДЫ
РАЗВОДА
1)
Риджи - это
развод,
который дает
право вернуть
жену в период
идды без
никяха и без
каких-либо
условий; это
разрешается
после первого
и второго
развода,
после
третьего -
запрещается;
2)
Баин - развод,
который
прерывает
брак, и без нового
акта никяха
бывшие
супруги не
могут
вернуться
друг к другу;
этот вид
развода
действует
для первого и
второго
развода;
3)
троекратный
развод - этот
развод можно
дать сразу,
сказав 'Ты
разведена
трижды', или: 'Ты
разведена, ты
разведена, ты
разведена';
или в результате
трех
отдельных
разводов.
Для
того, чтобы
сойтись
после
троекратного
развода,
требуется
хулля. Хулля -
это значит по
истечении
идды после
троекратного
развода
выйти замуж
за другого
мужчину, провести
брачную ночь
и если брак
расторгается
по причине
смерти или
развода, то
после
завершения
идды при
желании
можно
вернуться к
первому мужу,
совершив
никях; и этот
муж имеет
вновь право
на три
развода.
Причины
развода:
1)
ненависть
друг к другу,
безнравственность
супруга;
2)
отказ или
неспособность
мужчины
обеспечивать
семью;
3)
тяжелая
болезнь или
сумасшествие
супруга;
4)
чрезмерное
совершение
грехов одним
из супругов,
расточительность,
скупость,
прожорливость,
приводящие к
ухудшению
положения
семьи;
5)
бесплодие
одного из
супругов;
6)
непонимание
друг друга;
7)
плохое
отношение
мужа к жене и
жены к мужу;
8)
недостатки
одного из
супругов,
препятствующие
семейной
жизни;
9)
возникновение
препятствий
для брака;
например:
выяснится,
что невеста -
молочная сестра;
10)
зина
(прелюбодеяние)
супруга;
11)
несоблюдение
повелений
Аллаhа.