ПОСТ
Значение
поста
Третьим
столпом
Ислама
является
соблюдение
поста в
месяце
Рамадан. Пост
стал обязательным
во втором
году
Хиджры[103][103].
Пост -
это
воздержание
от пищи,
питья и половой
близости от
рассвета до
захода
солнца.
Иногда
пост
продолжается
29 дней, иногда -
30 дней. Месяц
Рамадан,
имеющий 29
дней, так же,
как и тридцатидневный,
является
целым
месяцем. На
это указывает
то, что сам
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, за свою
жизнь успел
соблюсти 9
постов месяца
Рамадана: 4 из
них были по 29
дней, а 5 - по 30
дней. Так как
предписано
соблюдать
пост весь
месяц, то
месяц
Рамадан может
протекать и 29
дней.
Мусульмане
почитают
Рамадан как
священный и
благословенный
месяцем.
Именно в этом
месяце с
ниспосланием
пророчества
нашему
Пророку Мухаммаду,
мир Ему, было
положено
начало возрождению
религии
Ислам. И
Коран начал
ниспосылаться
в это же
благословенное
время.
Ночь -
лучшая, чем
тысяча
месяцев, ночь
Аль-Кадр,
тоже
приходится
на этот
месяц.
В
этом
священном
месяце
верующие
соблюдают
пост, который
очищает
человека от
плохих помыслов
и
недостойных
поступков.
Всевышний Аллаh так
предписывает:
Значение:
'О вы, которые
уверовали!
Предписан
вам пост так
же, как он был
предписан
тем, кто был
до вас, - может
быть, вы
будете
богобоязненны![104][104]'
Пост
является
одной из
значимых
ибад; он оберегает
нас от
недобрых дел
в этой жизни,
а в Судный
День
оберегает
нас от Ада и
способствует
прощению
Аллаhом наших
грехов. Наш
любимый
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Тому кто,
веря и ожидая
вознаграждения
от Аллаhа,
соблюдает
пост в месяце
Рамадан,
будут прощены
совершенные
им ранее
грехи[105][105]'.
Польза
поста
1.
Пост
укрепляет
нравственность.
Пост
постоянно
напоминает
нам об Аллаhе,
развивает
чувство
ответственности.
Пост
воспитывает
в нас высокую
нравственность,
очищает наши
сердца от
плохих чувств
и мыслей,
предостерегает
от плохих
поступков, от
плохого
отношения к
людям
Пост
оберегает
наши глаза от
взгляда на харам,
наш язык - ото
лжи и плохих
слов, наши
уши - от сплетен,
наш живот - от
запрещенной
пищи, наши
руки - от
плохих
действий и
наши ноги - от
хождения для
совершения
харама
(запретного).
Мудрость
обязательности
поста - это
ради Аллаhа
выполнять
все то, что Он
повелел, и
избегать
всего
плохого.
2.
Пост развивает
в человеке
чувство
милосердия и
взаимопомощи
в человеке.
В
жизни некто
богач, не
познавший,
что такое
голод и
нищета, не
поймет, какие
страдания испытывают
от голода и
нищеты
неимущие люди.
Но
если человек
будет
поститься, то
его сердце
прочувствует
страдания,
связанные с
лишениями;
благодаря
этому в нем
проснется
чувства
сострадания
и милосердия.
И он протянет
руку помощи
неимущим,
поможет им
преодолевать
трудности и
страдания.
3.
Пост учит
человека
познать цену
благам дарованных
Аллаhом.
Человек,
имеющий в
руках
бесценное
благо, только
упустив его
из рук,
понимает его
значимость,
но только это
бывает уже
поздно
потому, что
потерянное
не имеет
никакой
пользы. Постящийся
человек,
оставаясь в
стороне от многих
благ, еще
лучше
понимает им
цену. Это
понимание
учит
человека еще
лучше беречь их
и еще больше
беречь
благодарить
Аллаhа за все
дарованные
ему блага.
4.
Соблюдение
поста делает
человека
здоровым.
В
этой связи
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Соблюдайте
пост -
приобретете
здоровье[106][106]'.
Благодаря
посту
уставшие за 11
месяцев от непрерывной
работы
органы
пищеварения
получают
отдых. А
после
Рамадана они
с новой силой
начинают
выполнять
свои функции.
Ученые
доказали, что
пост дает
колоссальную
пользу
нашему
организму.
Знаменитый
французский
ученый
лауреат
Нобелевской
премии,
доктор
Алекси Карел
сказал: 'Во
время поста
из организма
выводятся
отложенные в
нем продукты
питания,
после чего
вместо них поступает
новая пища;
таким
образом, в
организме
происходит
некое
обновление.
Пост, с точки
зрения
медицины,
очень
полезен'.
5.
Пост учит
человека
терпению.
При
соблюдении
поста
приучивший
себя в определенное
время не
есть, не пить
будет способным
терпеть и
трудности,
уготованные
ему жизнью,
выдержит
горе и
страдания.
При необходимости
не устрашится
вступить в
борьбу с
врагом. Благодаря
приобретенной
в посте
выдержке будет
знать, как
перенести
жизненные
трудности.
Для
кого
обязателен
пост
Рамадана
Обязательные
условия
поста:
1.
быть
мусульманином.
2.
быть
разумным
3.
быть
совершеннолетним
(см. тему 'Кто
такой
мукалляф?').
Каждый
разумный
мусульманин,
женщина или мужчина,
достигший
совершеннолетия,
обязан
соблюдать
пост месяца
Рамадан. Это
строгое
повеление
Аллаhа.
Ребенку,
который не
достиг
совершеннолетия,
пост не
обязателен.
Важно
приучать
ребенка к
посту, если
это не принесет
вреда его
физическому
развитию. Женщины
во время
менструации
и
послеродового
очищения
пост не
соблюдают, а
после завершения
этих
состояний за
пропущенные
дни поста
совершают
када`а
(восполняют
пропущенные
дни поста)
что
дает сахур и
ифтар
ифтар
- это
вечерняя
трапеза, а
сахур - это пища,
принимаемая
до рассвета.
Принятие
пищи до
рассвета
является
мустахабом.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему,
предписал:
'Ешьте пищу
до зари, так
как в пище
этой есть
благо
(Баракат, т.е.
Благословение
от Аллаhа)[107][107]'.
Пища,
принимаемая
до рассвета,
дает силу, чтобы
выдержать
предстоящий
день поста.
Проснувшись
до рассвета
мусульманину
рекомендуется
обратиться к
Аллаhу с дуа
(мольбой) о
прощении за
свои грехи и
просить о
другом
желаемом, так
как в это
время, мольбы
мусульман
могут быть
приняты Аллаhом.
Верующий,
который
провел день в
великой ибаде
- посте,
дождавшись
времени
ифтара, ощущает
большую
радость и
счастье.
Тот,
кто соблюдал
пост,
представ
перед Аллаhом в Судный
День в
ожидании
вознаграждения,
ощутит
великую
радость.
Пророк
Мухаммад, мир
Ему, сказал:
'Для постящегося
мусульманина
есть две
радости: одна
- во время
совершения
ифтара,
другая во время,
когда он
предстанет
перед Аллаhом[108][108]'.
Тем
самым Пророк
Мухаммад, мир
Ему, дал нам
понять, что молитвы,
произнесенные
во время
ифтара, будут
приняты
Милостивым
Аллаhом. Дуа
ифтара.
Значение:
'О Аллаh, ради
тебя я
соблюдал
пост,
уверовал в
Тебя, уповаю
на Тебя,
Твоими
дарами я
разговляюсь'.
Сказал
Пророк
Мухаммад, мир
Ему: 'Если
кто-то из вас разговляется
(делает
ифтар), то
разговляйтесь
фиником, ибо
в нем есть
благословение
(Баракат), но
если не
найдете
финика, то
разговляйтесь
водой, потому
что она
чистая'.
Когда
и как
совершается
намерение на
пост
Чтобы
пост был
правильным,
необходимым
условием
является
намерение.
Пост без
намерения не
принимается.
Намерение
на пост можно
делать,
начиная с вечера
и до
рассвета,
таким
образом:
Лучше
всего
совершить
намерение
после утренней
трапезы, называемой
'сахур' Но
если человек
не смог проснуться
на сахур,
пропустив
время
принятия
пищи и питья,
проснувшись,
можно
сделать намерение
после
времени
имсак[109][109], даже
если солнце
встало, до
наступления
полудня. Главное,
чтобы после
наступления
времени
имсак не
делать того,
что нарушает
пост.
Тот,
кто не
намерен
встать для
совершения утренней
трапезы,
может
сделать
намерение о
соблюдении
поста
следующего
дня уже с вечера.
Если человек
проснулся
для сахура,
но забыл
сделать
намерение и
вспомнил об
этом лишь
только утром,
то до полудня
он может сделать
свое
намерение.
Таким
образом, человек
сделавший
намерение с
опозданием,
не имеет
изъянов в
соблюдении
поста. Не
делается
намерение
после
наступления
времени полуденного
намаза. Пост,
который не
был совершен
в свое время,
в месяце
Рамадане,
можно возместить
в другие
месяцы в
качестве
долга.
Намерение о
соблюдении
поста-када'а
делается в
ночное время.
Таким же
образом
выполняется
и
пост-искупление
(каффарат). На
эти посты
намерение с
опозданием
не делается.
Намерение
совершается
сердцем. Это
значит, что
человек,
пожелавший
от сердца
соблюдать
пост
предстоящего
дня,
считается
совершившим
намерение.
Также
считается
сделавшим
намерение
человек,
который
проснулся на
сахур с
мыслями о
совершении
поста. Пожелавший
соблюдать
пост может
как про себя,
так и вслух
сделать
намерение:
'Намерился
совершить
пост
завтрашнего
дня месяца
Рамадан'.
Виды
поста
Существует
шесть видов
поста.
1.
Пост-фард.
Это
соблюдение
поста в месяц
Рамадан,
пропущенные
дни поста месяца
Рамадана, а
также посты
искупления (каффарат).
2.
Пост-ваджиб.
Это
необходимые
посты, такие как:
пост,
обусловленный
торжественным
обетом перед
Аллаhом, -
пост-назр[110][110], а
также - када`а
за нарушенный
пост-нафиль.
3.
Пост-сунна.
Например: девятый
и десятый
день месяца
Мухарряма.
Или десятый и
одиннадцатый
дни того же
месяца.
4.
Пост-мустахаб.
Это такие
посты,
которые соблюдают
13-го, 14-го и 15-го
числа
каждого
месяца мусульманского
лунного
календаря,
понедельник
и четверг
каждой
недели, а также
после
Рамадана -
шесть дней
месяца Шавваль.
5.
Пост-макрух.
Например,
соблюдать
пост только
один день -
десятого
числа месяца
Мухаррам, или
только в
пятницу, или
только в субботу.
6.
Пост-харам. В
день
Рамазан-Байрама
и четыре дня
Курбан-Байрама.
причины,
разрешающие
перенести
соблюдение
поста месяца
Рамадан
на
другое время
Без
какой-либо
причины не
соблюдать
пост в месяце
Рамадан
является
грехом,
который влечет
наказание
(если Аллаh не
простит).
Разрешено не
соблюдать
пост или,
начав поститься,
нарушить его
по следующим
причинам:
1.
Болезнь.
Больной,
начавший
соблюдать
пост, боясь
осложнения
или
продолжения
болезни,
может
прервать
свой пост.
После
выздоровления
за
несовершенные
посты
выполняется
када`а.
2.
Путешествие.
Тот, кто в
месяце
Рамадан
отправился в
дальнюю
поездку (уехав
из дому
минимум на 90
км), может
пост не соблюдать.
После
поездки
мусульманин
должен возместить
несовершенные
дни поста.
Если у
путешествующего
нет
затруднения
для соблюдения
поста, то
будет лучше,
если он будет
поститься.
3.
Принуждение.
Если
постящемуся
человеку угрожают
смертью или
нанесением
телесных увечий,
требуя, чтобы
тот прервал
свой пост, то
он может
нарушить
пост. А позже
он должен
будет
восполнить
нарушенный
день поста.
4.
Беременность
или кормление.
Женщина во
время
беременности
или кормлении
грудью,
беспокоясь,
что,
воздерживаясь
от пищи и
питья, она
может
нанести вред
своему
здоровью или
здоровью
младенца, имеет
право не
соблюдать
пост или
нарушить начатый
пост. После
завершения
периода беременности
или
кормления
невыполненные
посты возмещаются
как долг.
5.
Сильный
голод или
жажда. Если
постящийся испытывает
сильный
голода или
жажду, то из-за
боязни
потерять
разум или
нанести какой-либо
другой
серьезный
вред своему
организму, он
может
нарушить пост,
а потом
совершить
его в
качестве
долга.
6.
Старость.
Очень
пожилые люди,
не выдерживающие
пост, при
ухудшении
состояния
здоровья
могут не
поститься.
Из-за
невозможности
сделать
када`а они за
каждый день
несовершенного
поста должны
совершить
искупление -
фидья.
Искупление
'Фидья'
Из-за
недостатка
сил
соблюдать
пост ослабленные,
престарелые,
а также
хронические
больные за
каждый день
несоблюдения
поста месяца
Рамадан
выделяют
фидью.
Фидья
исчисляется
так же, как и
милостыня 'аль-фитр'.
Это искупление
можно давать
как в начале
месяца
Рамадан, так
и в середине
его, и в конце.
По
своему
желанию
можно дать
фидью одному бедному,
можно также
раздать
нескольким бедным
в
отдельности.
Если
мусульманин
не имеет
возможности
раздать
фидью, то он
должен
просить у
Аллаhа
прощение.
Если эти
больные
выздоровят
или эти
пожилые люди
приобретут
силы для соблюдения
поста, им
нужно
возместить
пост как
када`а. А
выделенная
фидья будет
засчитана
как
милостыня
(садака).
ПОЛОЖЕНИЕ
ТОГО, КТО БЕЗ
ПРИЧИНЫ
НЕ соблюдал
ПОСТ РАМАДАН
Соблюдать
пост в месяце
Рамадан -
строгое повеление
нашей
религии.
Мусульмане
должны
выполнять
его.
Если
мусульманин,
не имея на то
уважительной
причины, не
соблюдает
пост
Рамадана, то
он должен за
несовершенные
дни поста
сделать када`a (день за
день). Если же
человек без
уважительной
причины
нарушил
начатый пост,
то для него
становится
необходимым
не только отдать
долг за
нарушенные
дни поста, но
и совершить
искупление -
каффарат (о
том, в чем
заключается
искупление,
можно
прочесть
ниже, в
следующей
главе).
Тот,
кто в месяце
Рамадан без
причины не
соблюдал
пост,
считается
грешником и
будет ответственен
за этот свой
грех перед
Аллаhом.
Поэтому не
выполнившему
повеления
Аллаhа о
соблюдении
поста
необходимо
покаяться, он
должен молить
Аллаhа о
прощении и,
не теряя
времени,
совершить пост-када`a (отдать
долг по
посту) и, если
требуется,
каффарат
(искупление).
ДЕЙСТВИЯ,
НАРУШАЮЩИЕ
ПОСТ, И
требующие
совершения
КАДА`А И
КАФФАРАТа
Если
постящийся
сознательно
и, не имея уважительной
причины,
совершает
следующие
действия:
-
пьет, ест или
принимает
лекарство
(таблетки или
жидкость),
-
вступает в
половую
близость,
-
курит,
то
ему
необходимо
восполнить
каждый нарушенный
день поста
одним днем
повторного поста
(када`а), и
дополнительно
к этому
требуется
искупление
(каффарат).
Искуплением
является
непрерывное
соблюдение
поста в
течение 60-ти
дней. Если по
какой-либо
причине
каффарат
будет
прерван, то
будет
необходимо
совершать
непрерывный
60-тидневный
пост с самого
начала.
Женщины, соблюдающие
пост-каффарат,
прерывают
его на дни
менструации.
А после ее
окончания, с
первого же
дня
продолжают
соблюдать
пост-каффарат.
Каффарат
является
наказанием в
этой Дунья за
сознательное
нарушение
поста.
ДЕЙСТВИЯ,
НАРУШАЮЩИЕ
ПОСТ И
ТРЕБУЮЩИЕ
только
совершения
КАДА`A (долга)
1.
Глотание
непригодных
к
употреблению
вещей,
(бумаги,
земли,
хлопка, и т.д.).
2.
Закапывание
в нос
лекарства.
3.
Закапывание
в ухо
лекарства.
4.
Случайное
попадание
воды внутрь,
например, во
время
полоскания
рта, носа.
5.
Глотание
скопившейся
слюны,
содержащей посторонние
примеси.
6.
Вынужденное
нарушение
поста.
7.
Заливание
воды в горло
кем-либо во
время сна.
8.
Искусственное
вызывание
рвоты.
9.
Начало
ифтара по
ошибке
раньше
времени (думая,
что
наступило
время намаза
аль-магриб).
10.
Прием пищи по
ошибке после
окончания
времени
сахура
(думая, что
рассвет еще
не наступил).
Действия,
не
нарушающие
поста
1.
Еда, питье по
забывчивости.
Если такой
человек
после того,
как вспомнил,
что соблюдает
пост сразу
прекратил
есть или
пить, а затем
ополоснул
рот, то он
продолжает
свой пост.
Если же после
того, как он
вспомнил, что
соблюдает пост,
он успел
что-либо
проглотить,
то его пост
становится
нарушенным.
2.
Попадание
воды в ухо.
3.
Закапывание
лекарства в глаза.
4.
Непроизвольная
рвота (не по
собственному
желанию).
5.
Поллюции
(выделение
спермы во
сне).
6.
Сдача крови.
7.
Случайное
проникновение
в горло пыли
или дыма.
8.
Проглатывание
слюны.
Действия
макрух во
время поста
1.
Опробование
чего-либо на
вкус, не
проглатывая.
2.
Проглатывание
слюны,
скопившейся
во рту.
3.
Многократная
сдача крови,
ослабляющая
человека;
нахождение
на тяжелой
работе.
Действия,
не
являющиеся
макрухом
во
время поста
Не
запрещается:
1)
вдыхать
цветочные и
другие
подобные
запахи, а
также
использовать
духи;
2)
чистить зубы,
используя
щетку, зубную
пасту;
3)
прополаскивать
рот;
4)
полоскать
нос;
5)
мыться.